Анализ методической работы МБОУ «Густомойская СОШ» за 2013-2014 уч. год


Анализ методической работы МБОУ «Густомойская СОШ» за 2013-2014 учебный год.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства

учителей, связующим в единое целое всю систему работы в школе, является

методическая работа. Её роль значительно возрастает в современных

условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать

новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

Педагогический коллектив МБОУ «Густомойская СОШ» насчитывает 19 человек.   17 педагогов имеют высшее педагогическое образование, 1 учитель обучается заочно, 2 имеют среднее специальное педагогическое образование.

1 педагог имеет высшую квалификационную категорию, 5 педагогических работников имеют первую квалификационную категорию.

Имеют награды:

  • Почётный работник образования – 3 чел.
  • Почётная грамота Министерства образования и науки РФ -1 чел.
  • Грамота Губернатора области — 1 чел.
  • Грамота и Благодарность Главы района — 18 чел.
  • Грамота и Благодарность отдела образования — 18 чел.

В 2013 -2014 учебном году коллектив работал над методической темой:

«Овладение научно обоснованным анализом деятельности учителя и результатов его труда».


Цель методической работы:

непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области определенной науки (учебного предмета) и методики его преподавания


Основные задачи методической работы

  1. Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятии.
  2. Профессиональное становление молодых (начинающих) преподавателей.
  3. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения инновационных технологий.
  4. Продолжение педагогических экспериментов по поиску новых технологий, форм и методов обучения.
  5. Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей. Анализ и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса, внедрение новых форм, методов обучения.
  6. Организация взаимодействия с другими учебными заведениями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в области образования.
  7. Приведение методического обеспечения учебных предметов в соответствие с требованиями новых документов в области образования, учебных планов и программ.
  8. Организация и проведение работ по повышению качества ведения всех документов по организации и учету методической работы и их разработки на следующий учебный год.
  9. Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов.
  10. Внедрение в учебный процесс учебно-методических и дидактических материалов и программного обеспечения автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения занятий, информационно-библиотечных систем. Разработка программного обеспечения для проведения учебных занятий и внедрение их в учебный процесс.
  11. Совершенствование проведения самостоятельных занятий под руководством воспитателей ГПД. Использование их для повышения индивидуализации обучения обучающихся, развитие у них навыков самостоятельной работы.
  12. Сосредоточение основных усилий МО на создании научной базы знаний у обучающихся выпускных классов для успешного поступления в ВУЗы по избранной специальности.
  13. Проведение работ по совершенствованию комплексной программы воспитания обучающихся, формированию у них высоких моральных качеств.
  14. Повышение качества проведения в результате модернизации и развития учебно-материальной базы школы в соответствии с содержанием учебных планов и программ, задачами по внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий.

Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению учащихся, ознакомление учителей с новой педагогической и методическими технологиями, создание условий для освоения практических учебных навыков и самостоятельности посредством активного внедрения технических средств обучения.

При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.


Формы методической работы.

  1. Тематические педагогические советы
  2. Методические объединения
  3. Открытые уроки, их анализ
  4. Предметные недели
  5. Индивидуальные беседы по организации и проведению уроков
  6. Работа с молодыми специалистами.
  7. Организация и контроль курсовой подготовки учителей
  8. Аттестация.
  9. Доклады, выступления
  10. Самообразование, самоотчеты
  11. Анкетирование
  12. Административные совещания.


Тематические педсоветы.

В течение года были проведены педсоветы:

«

Из опыта работы по программе ФГОС», «Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию», «Роль классного руководителя в создании благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности». На этих педсоветах были рассмотрены вопросы, связанные с ФГОС, основными видами УУД. Педагоги методического объединения учителей начальных классов делились своими находками по формированию познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД. Разобраны основные отличия современного урока и урока, соответствующего новым стандартам. Педсовет «Об ознакомлении учащихся и родителей с Законом об образовании» помог педагогам правильно и доступно познакомить родителей и учащихся с изменениями в новом Законе об образовании.


Методические объединения.

В 2013-2014 учебном году в школе действовали 4 методических объединения:

МО учителей гуманитарного цикла, МО учителей естественно – математического цикла, МО педагогов начальных классов, МО классных руководителей.

Все учителя принимали активное участие в работе районных и межшкольных методических объединениях: давали открытые уроки, выступали с сообщениями, докладами, делились своим опытом обучения и воспитания учащихся.


Цели работы методических объединений:

  • повышение качества обученности ученика через личностный подход в системе   преподавателей. Все учителя школы объединены в методические объединения по смежным предметам и вовлечены в методическую работу. Каждое МО работает над своей темой, тесно связанной с методической темой школы, и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на организацию методической помощи учителю в межкурсовой период.
  • На своих методических заседаниях обсуждают разные вопросы согласно плану работы МО.
  • Заседания предметов различного цикла;
  • повышение профессионализма и мастерства учителя;
  • освоение нового содержания образования, новых технологий обучения;
  • повышение интереса детей к учёбе через их участие в разнообразной учебной и внеклассной работе;
  • реализация преемственности обучения в начальной и основной школах.



В течение учебного года проводились предметные недели

математики и физики, русского языка и литературы, биологии и географии,

истории и обществознания, физической культуры. Во время этих недель

применялись самые разнообразные методы и формы их проведения:

  • нестандартные формы проведения уроков (путешествия, конференции, игры)
  • конкурсы
  • олимпиады
  • устные журналы
  • викторины
  • написание рефератов
  • конкурсы газет, зарисовок, кроссвордов
  • школьные вечер

В этом учебном году учащиеся школы со 2 по 10 классы приняли активное участие в международных игровых конкурсах: по русскому языку «Русский медвежонок» (25 участников), по математике «Кенгуру -2013» (20) участников.


Анализ работы секций.


Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2013- 2014 учебный год.

Деятельность методического объединения учителей начальных классов в 2013 – 2014 учебном году строилась в соответствии с планом методической работы школы и была направлена на решение проблемы «

Изучение и внедрение современных технологий в учебно-воспитательный процесс с целью активизации познавательной деятельности учащихся, повышения качества обучения и формирования здорового образа жизни младшего школьника»

Цель работы методического объединения —

совершенствование обучения и воспитания младших школьников, в условиях перехода на ФОГС через освоение и использование в образовательном процессе современных методик, форм, методов, видов, средств и новых технологий



В качестве основных задач методической работы были выдвинуты следующие:

  • непрерывное совершенствование профессиональной компетентности педагогов;
  • активное использование современных педагогических и информационных технологий, позволяющих обеспечить развитие познавательного интереса;
  • повышение успешности обучения через использование проблемно-диалогической и проектной технологий;
  • обеспечение единой воспитательно-образовательной среды формирования и развития личности учащегося;
  • обеспечение взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в учебном процессе и во внеурочное время.

В связи с введением в школах ФГОС НОО встает проблема повышения профессионального мастерства педагогических работников до уровня, необходимого для успешной реализации новых стандартов

Учителя начальных классов работают по УМК «Школа России», который соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта..

Школа обеспечена учебниками, учебно-методической литературой для реализации ФГОС НОО.

Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей начальных классов является участие в заседаниях методического объединения.

В текущем учебном году было проведено 6 заседаний МО учителей начальных классов. Основные темы заседаний были направлены на изучение основных положений ФГОС НОО.

Обмен опытом работы проходил следующим образом: в начале учебного года руководителем МО учителей начальных классов Горбачевой А.А. был предложен план работы на 2013- 2014 учебный год;     в течение учебного года учителя начальных классов работали над совершенствованием своего педмастерства через активное участие в работе педсоветов, заседаний МО, посещение уроков коллег, изучение передового педагогического опыта, занимаясь самообразованием, систематически принимали активное участие в проведении общешкольных внеклассных мероприятий, выступали на общешкольных родительских собраниях; занимались оформлением кабинетов, изготовлением наглядных пособий, дидактического материала.

Вопросы, рассматриваемые на заседаниях МО, находят отражение в педагогической деятельности педагогов, что даёт возможность расширять свою профессиональную компетентность по различным аспектам преподавания.

Каждый член МО в течение года работал по выбранной методической теме, повышая свое педагогическое мастерство, стремясь наладить свои оригинальные подходы, обоснованно и компетентно внося изменения в уже имеющуюся технологию средства, формы, приемы обучения. Были заслушаны отчеты учителей по обобщению своего опыта и по вопросам введения и реализации ФГОС НОО.

Всеми учителями начальной школы соблюдается строгое выполнение государственных программ, своевременно, в целом, аккуратно и правильно ведется школьная документация, регулярно и систематично ведется работа с дневниками и тетрадями учащихся.

У каждого учителя имеется своя методическая копилка, разработки проверочных работ, тестов, открытых уроков, внеклассных мероприятий и т.д.

В коллективе налажена атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, поддержки (взаимопосещение уроков, с целью обмена опытом, совместная разработка уроков, праздников, планирование общешкольных мероприятий).

Вся эта работа способствовала развитию педагогического творчества                     учителя.

Повышая свой профессиональный уровень, учителя посещают районные семинары.

С целью совершенствования технологии организации и проведения современного урока в начальной школе, изучения опыта работы коллег, обмена опытом по вопросам преподавания отдельных предметов в начальной школе было организовано проведение открытых уроков.

В этом учебном году учителями давались открытые уроки: в 1 классе (Щедрина Е.Б.) урок русского языка по теме «Правописание гласных после шипящих», в 3 классе (Латкина Л.В.) урок окружающего мира «В царстве грибов», в 4 классе (Горбачева А.А.) интегрированный урок внеклассного чтения, музыки и изобразительного искусства «Весна в произведениях поэтов, художников, композиторов».

Уроки педагогов отличает высокий уровень педагогического мастерства, творческая активность, демократический стиль общения. Все учителя начальной школы опытные учителя, учителя с большим стажем работы.

В 3 — 4 классах были проведены внутришкольные олимпиады по русскому языку и математике. Победители внутришкольных олимпиад в 4 классе Маслова Ю. (русский язык) и Дорошева Д. (математика) принимали участие в районных олимпиадах по русскому языку и математике.

Учащиеся начальной школы так же приняли активное участие во всероссийской игре по математике «Кенгуру» и по всем предметам во Всероссийской олимпиаде младших школьников Центра поддержки талантливой молодежи, где Подхалюзина В. (3 класс) получила Диплом I степени, а Маслова Ю. (4 класс) – Диплом III степени по русскому языку.

В целом анализ результатов олимпиад показал, что учителя начальных классов используют в работе проблемные, исследовательские методы, групповые формы работы с учащимися, задания повышенной сложности, творческие задания.

С 11 ноября по15 ноября 2013 года в МБОУ «Густомойская СОШ» проводилась неделя начальных классов.

Активное участие приняли все учителя начальных классов и ученики.

Программа проведения предметной недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Для активизации мыслительной деятельности учащихся проведены конкурсы, викторины и внеклассные мероприятия.

В рамках предметной недели были проведены:

  • интеллектуальная игра «Эрудит» (Горбачева А.А.)
  • КВН «В мире животных» (Латкина Л.В.)
  • спортивный праздник «Веселые старты» (Воскова Л.М.)
  • Звездный час «Что за прелесть эти сказки» (Рязанцева В.Н.)
  • праздник посвящения первоклассников в школьники «Мы теперь ученики» (Щедрина Е.Б.)

Неделя начальной школы прошла организованно, в соответствии с целью и задачами, поставленными перед началом её проведения.

Наряду с имеющимися положительными тенденциями в методической работе педагогического коллектива имеются и определенные недостатки:

  • недостаточная активность участия в дистанционных конкурсах, отсутствие публикаций;
  • отсутствие призовых мест на городских предметных олимпиадах;
  • недостаточное использование информационных технологий;
  • недостаточное взаимопосещение уроков коллег;
  • недостаточно внимания уделялось работе со слабоуспевающими учащимися.

Анализ работы методического объединения показал, что план работы МО практически выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов.


Анализ работы секции учителей естественно-математического цикла за 2013- 2014 учебный год.

Секция учителей естественного цикла работала над темой   «Пути повышения результативности обучения».

Цель: последовательное внедрение в учебно-воспитательный процесс содержания и методов обучения, способствующих реализации Закона об образовании

Задачи:

  1. Совершенствовать формы и методы обучения. Совершенствовать качество преподавания предметов естественного цикла путем внедрения компьютерных технологий.
  2. Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся и интерес к естественно – научным дисциплинам.
  3. Организовать целенаправленную работу учителей с учащимися, мотивированными на учебу, через индивидуальный подход на уроках, в проектно – исследовательской деятельности.
  4. Обеспечить выход проектной и исследовательской деятельности учащихся на практические конференции, окружные конкурсы, фестивали.

В ШМО естественно – научного цикла входят учителя биологии, физики, химии, математики. У каждого учителя есть методическая тема, над которой он работает и развивает свой педагогический опыт:

Несинова М.В.- «Активизация познавательного интереса учащихся на уроках химии и биологии»,

Парфинович К.Б.- «Личностно-ориентированный подход в обучении математике»,

Семикина Е.И.- «Поисково-исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики»,

Сычева А.В.- «Инновационные технологии обучения-обеспечение собственной активности познавательной деятельности школьников».

За 20103-2014 уч.год. учителя МО принимали активное участие во всех школьных мероприятиях и по возможности муниципальных.

К началу учебного года учителя пересмотрели свои рабочие программы, внесли нужные корректировки, составили графики контрольных работ.

В первой четверти были проведены школьные олимпиады. Учителя нашего МО провели олимпиады по подготовленным текстам. В олимпиадах по биологии, математики, химии, физики приняли участие учащиеся 8-х, 9-х,10-х классов. Подвели итоги олимпиад и выявили победителей и участников. Наиболее способные учащиеся приняли участие в муниципальном туре олимпиад.

Учитель биологии и химии Несинова М.В. успешно прошла аттестацию, ей присвоена первая квалификационная категория. Учитель математики Сычева А.В. прошла курсы повышения квалификации по программе «Реализация рабочей программы по математике в соответствии с требованиями ФГОС ООО» Учителя предметники на своих уроках и внеклассных мероприятиях применяют различные педагогические технологии. используют интернет-ресурсы Всё это повышает мотивацию обучения у школьников

На педагогическом совете принимали участие и выступили с докладами учителя биологии Несинова М.В.. учитель математики и информатики Парфинович К.Б..

В течение года проводились открытые уроки и мероприятия:

Несинова М.В. – урок в 9 классе по теме: «Химические свойства металлов»

В рамках предметной недели проводились         мероприятия в 5-11 классах – по биологии на тему: «Наши пернатые друзья», «Умники и умницы» (учитель НесиноваМ.В.).

Проведена викторина и конкурс рисунков, посвященные дню птиц среди 5-10 классов, за лучшие работы и участие учащиеся награждены дипломами.

Cычева А.В.провела заседание клуба знатоков математики. Парфинович К.Б. провела турнир любознательных, Семикина Е.И. провела гагаринские чтения к 80-летию со дня рождения Ю.А.Гагарина. На этих мероприятиях ученики принимали активное участие. Все мероприятия получили высокие оценки при анализе.

Проводились взаимопосещение уроков естественного цикла, взаимопроверка тетрадей. Каждый учитель изучает новинки методической литературы, пополняет свою личную копилку.

В течение года было проведено 5 заседаний секций, на которых были рассмотрены все запланированные вопросы, на них учителя обменивались мнениями по своим проблемам, решали вопросы повышения качества обучения. При подведении итогов года работу МО признали –удовлетворительной. Были указаны и недостатки в работе. Необходимо больше уделять внимания дополнительным занятиям как со слабыми учащимися, так и с сильными. Активнее использовать инновационные технологии, обратить внимание на подготовку к ЕГЭ и ОГЭ Определили задачи на следующий год, составили план работы с учетом замечаний и пожеланий.


Анализ работы методического объединения учителей


гуманитарного цикла за 2013- 2014 учебный год.

В 2013-2014     учебном     году     ШМО     работало     над     методической     темой «Повышение эффективности и качества обучения на основе новых подходов в условиях модернизации российского образования», выбранной в соответствии с методической темой школы.

В ШМО работало 6 учителей русского языка и литературы, истории и обществознания, английского языка, искусства (музыки).

Учителя работали над темами самообразования, изучали теорию по методической теме, отчитывались по темам самообразования, выступая с докладами на заседаниях ШМО. Работа над темой также осуществлялась учителями через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, через повышение мотивации к обучению у обучаемых, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.

При планировании методической работы МО старалось отбирать формы, которые помогли бы решать задачи и проблемы в обучении по предметам гуманитарного цикла.


Формы методической работы:

  1. заседания ШМО (см.протоколы )
  2. работа учителей над темами самообразования
  3. открытые уроки и их анализ
  4. взаимопосещение и анализ уроков
  5. учеба учителей на курсах повышения квалификации.


Были поставлены следующие цели:

  • Концентрирование основных сил МО в направлении повышения качества обучения, воспитания и развития школьников.
  • Повысить мотивацию учителей на овладение приемами анализа собственных результатов образовательного процесса, участие в освоении передового опыта, изучение и применение новых образовательных технологий в профессиональной деятельности членов МО гуманитарного цикла.
  • Стимулировать творческое самовыражение, раскрытие профессионального потенциала педагогов.
  • Сосредоточить основные усилия членов МО на совершенствование системы повторения, отработке навыков тестирования и подготовке учащихся к итоговой аттестации.

  • Задачи:
  • обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
  • повышение профессиональной квалификации учителей ШМО;
  • обобщение, описание и распространение положительного педагогического опыта учителей ШМО;
  • продолжение работы по формированию ключевых компетенций учащихся в процессе обучения;
  • организация исследовательской и проектной деятельности учащихся;
  • совершенствование работы учителей ШМО с разными категориями учащихся на основе личностно-ориентированного подхода;
  • организация системной подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по русскому языку, литературе, иностранному языку, истории и обществознанию;
  • повышение результативности работы по самообразованию, использование рациональных методов, приёмов технологии и технологии обучения, воспитания;
  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность;

Все учителя работают по учебно-методическим комплектам, входящим в Федеральный список учебников и допущенными Министерством образования РФ.

За отчетный период было проведено 5 плановых заседаний, обсуждались современные технологии, обобщался опыт педагогов, что играет положительную роль в повышении педагогического мастерства учителя, 2 учителя прошли обучение на курсах повышения квалификации( Куликова О.П, Подхалюзина С.В.)

На заседаниях методического объединения поднимались следующие вопросы:

— Обсуждение и утверждение плана работы МО на новый учебный год; утверждение рабочих программ учителей

— Проведение предметной недели, проведение внеклассной работы по предмету.

— Система работы с одаренными учащимися: подготовка к проведению школьного и муниципального туров олимпиад.

— Подготовка экзаменационного материала. Подготовка к предстоящему ЕГЭ.

— Система мер по предупреждению неуспеваемости и пробелов в знаниях учащихся, организация работы с отстающими учащимися.

— Использование новых технологий на уроках. Изучение современных тенденций и возможность внедрения.

— Обсуждение требований к ведению тетрадей, прочей документации.

— Также на заседаниях обсуждались результаты диагностических работ по русскому языку в 5-х классах,6-х, 7-х, 8-х, 10-х классах; результаты проверки техники чтения в 5х классах по литературе. Был обсужден принципы преемственности обучения в начальной и средней школе, обсуждены типичные ошибки, допущенные учащимися 5-го класса в данной работе, и намечены пути преодоления этих ошибок; рассмотрены наиболее сложные вопросы теории и практики по предмету.

Силами учителей русского языка и литературы был проведен районный семинар «Духовно-нравственное воспитание личности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Учителями были даны уроки «Антонимы» — 5 класс (Куликова О.П.), «Русский национальный характер в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» — 9 класс (Подхалюзина С.В.), Литературный вечер «Мне милый край приносит вдохновенье» — общешкольное мероприятие (Горченко И.В.)

На оптимальном уровне были проведены открытые уроки в 7 классе по английскому языку «Описание внешности человека» — учитель Холмакова А.В., в 8 классе по истории «Отечественная война 1812 года» — учитель Турчанинова Е.Н.

Методы и приемы, применяемые учителями:

  • методы диалога;
  • игровые методы;
  • приема актуализации субъектного опыта учащихся;
  • методы диагностики и самодиагностики;
  • приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора.

Зачет, лекция, семинар, учебный проект, деловая игра, исследовательская работа – формы организации учебных занятий в старших классах.

Кроме открытых уроков в 2013-2014 учебном году было организовано взаимопосещение уроков учителями с целью выявления, обобщения и распространения положительного педагогического опыта учителей. Недостатком является нерегулярное взаимопосещение уроков, что объясняется перегруженностью учителей и плотностью расписания.

Одним из важных аспектов в деятельности ШМО является изучение и анализ форм итоговой аттестации выпускников по русскому языку и литературе, истории и обществознанию. Для решения задачи повышения качества образования, формирования опыта подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9-ом, 11-ом классах были проведены пробные экзамены, групповые и индивидуальные консультации.

В 2013-2014 г. учителя ШМО работали над совершенствованием кабинетной системы. Широко использовались ИКТ на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов.

Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, разработок уроков. Создано большое количество презентаций к урокам. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал, репродукции картин, портреты, карточки для индивидуальной работы, словари (толковые, орфографические, лингвистические, фразеологические и др.), хрестоматии, справочники. Преподаватели занимаются разработкой учебных программ по предметам гуманитарного цикла для элективных курсов и факультативов по выбору.



Анализ инновационной деятельности МО

В работу ШМО усиленно внедряются инновационные технологии, в частности, информационные и мультимедийные. На сегодняшний день учителями МО разработано немало внеклассных мероприятий и уроков по предметам цикла с использованием ИКТ.

Учителя делают поурочное планирование с использованием информационно-коммуникационных технологий, находят учебные материалы в Интернете, используют информационно-коммуникационные технологии для мониторинга развития учеников, для тестирования. При этом эффективно используют информационно-коммуникационные технологии для разработки и проведения уроков.

Дальнейшая деятельность учителей в рамках создания единого информационно-образовательного пространства обеспечит качественные изменения в организации и содержании образовательного процесса, а также в характере результатов обучения. Поэтому работу в данном направлении необходимо развивать и совершенствовать.

Использование инновационных технологий помогает учителям-предметникам найти индивидуальный подход к каждому ученику, дифференцированно оценивать знания ребят, поощрять и поддерживать их творчество, развивать их интеллект.


Внеклассные мероприятия и тематические классные часы

Конкурс-игра «Русское красноречие», «Конкурс знатоков истории», экскурсия в музей А.П. Гайдара (5-6 класс)

«Этих дней не смолкнет слава» — классный час, посвященный дню Победы (7 класс)

викторина «Памяти Ф.И.Тютчева» , урок Мужества «Героические страницы Победы» (9-10 классы)

литературная гостиная «Е.Р.Дашкова» (11 класс)

Проведены общешкольные мероприятия «О России петь – что стремиться в храм»

песенный конкурс-фестиваль «Мы дети твои, Россия»

посещение Курского драматического театра

В течение учебного года учителя-предметники вели элективные курсы: «Создание и редактирование текста» (11 класс), факультативные курсы по ОПК ( 8,10, 11 классы)


Работа с одаренными детьми

С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам гуманитарного цикла, по итогам которых победители приняли участие в районном туре предметных олимпиад.

Предмет Ф.И. учащегося Класс Учитель Место
Русский язык Дорошева М. 8 КуликоваО.П. призовое
Русский язык Горченко Д. 11 Горченко И.В. призовое
Обществознание Ульянцева К. 11 Турчанинова Е.Н. призовое

Анализ итогов работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены. Но в работе МО гуманитарного цикла существуют недостатки. Так выявлено, не на должном налажена система работы со способными и слабоуспевающими детьми. Индивидуально-групповые занятия используются в основном для отработки и тренировки ранее полученных знаний и умений.

Анализируя работу МО школы, хотелось бы дать следующие рекомендации по работе в следующем учебном году:

— конкретно планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта;

— планировать проектную и исследовательскую деятельность индивидуально или совместно с учащимися;

— уделять особое внимание внеклассной работе по предметам;

Показателями успешной работы членов МО гуманитарного цикла можно считать:

Сохранение положительной мотивации учащихся.

Результаты инновационной деятельности педагогов.

Системный подход к анализу и планированию своей деятельности.

Использование различных видов проверочных работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся.

Методические умения педагогов по применению инновационных технологий.

Среди членов МО систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов.

Активно ведется работа над темами самообразования.

Члены МО понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы.

Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.

Классные руководители – самая значимая категория организаторов воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Методическое объединение классных руководителей играет ведущую роль в совершенствовании и обновлении педагогического процесса в школе, способствует сплочению коллектива, сохранению и развитию традиций школы, стимулирует инициативу и творчество педагогов, активизирует их деятельность в научно-исследовательской и поисковой работе, выявляет и предупреждает недостатки, затруднения и перегрузки в работе.

Работа МО классных руководителей в 2013-2014 учебном году проводилась по составленному и утвержденному в начале учебного года плану и была подчинена методической теме школы: «Воспитание духовно-нравственной, эстетически развитой личности школьника»/


В связи с этим были поставлены цели:

Формирование профессиональной компетентности классного руководителя в воспитательной системе школы.

Совершенствование и повышение эффективности воспитательной работы в школе с целью формирования гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.

Руководствуясь целью непрерывного совершенствования форм и методов работы классного руководителя в воспитательном процессе, ШМО было ориентировано на решение

следующих ключевых задач:

  • Повышение уровня методической подготовленности и совершенствование методики проведения классных часов и внеклассных мероприятий.
  • Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы в классных коллективах.
  • Обобщение, систематизация и распространение опыта работы классных руководителей, создание банка педагогических идей.
  • Организация условий здоровьесбережения для успешного обучения и воспитания учащихся.
  • Повышение уровня воспитанности учащихся.

Методическое объединение классных руководителей в 2013-2014 учебном году включало 9 человек. Среди них три имеют 1 квалификационную категорию, 6 классных руководителей- соответствие. С высшим образованием работают 8 классных руководителей, что составляет 89% .

В 2013-2014 учебном году было запланировано девять заседаний (из них три – заседания педагогического совета, на которых рассматривались вопросы воспитания школьников). Все заседания прошли в указанные сроки при достаточно высокой активности классных руководителей.

На заседаниях были рассмотрены следующие темы:

  1. Утверждение плана работы МО на текущий год.
  2. Правовое воспитание школьников.(Совместное заседание)
  3. О работе классных руководителей с дневниками учащихся (итоги проверки).
  4. Использование системного подхода в деятельности классного руководителя.
  5. Состояние воспитательной работы в ГПД.(Совместное заседание)
  6. Повышение уровня воспитанности учащихся.
  7. Влияние библиотеки на учебно-воспитательный процесс и самообразование учащихся и педагогов.
  8. Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию.

Роль классного руководителя в создании благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности. (Совместное заседание)


Организация летнего отдыха учащихся.

Работа методического объединения была разнообразной и насыщенной. Классными руководителями были подготовлены выступления о новых технологиях в работе классного руководителя, давались рекомендации о формах проведения родительских собраний, о методах работы с семьями учащихся, знакомились с вопросами классного руководства к контексте национального проекта «Образование».

Работа по реализации воспитательных задач осуществлялась по единому общешкольному плану воспитательной работы, на основе которого были составлены планы воспитательной работы классных руководителей, включающие следующие направления:

  • Духовно-нравственное – воспитание чувства гордости за своё Отечество, за свою малую родину, усвоение общечеловеческих ценностей, бережное отношение к окружающей среде и людям, передача детям принципов человеческого общежития.
  • Гражданско-патриотическое – развитие чувства патриотизма, ознакомление детей с правовыми нормами поведения, повышение правовой культуры учащихся.
  • Эстетическое – развитие эстетического вкуса школьников, привитие навыков культуры поведения, общения, речи.
  • Воспитание ЗОЖ- воспитание чувства ответственности за своё здоровье, пропаганда здорового образа жизни.
  • Экологическое – воспитание экологической культуры.
  • Трудовое – привитие интереса к труду.
  • КТД (досуг) – создание условий для реализации творческих способностей школьников, развитие инициативы.
  • Работа с родителями – тесное сотрудничество с семьями учащихся, оказание педагогической помощи родителям.

По данным направлениям были проведены общешкольные и классные воспитательные мероприятия.

Классные руководители нашей школы создают условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

С помощью различных форм внеклассной воспитательной работы (конкурсы, викторины, дискуссии, марафоны, экскурсии, праздники, конференции, часы общения, тренинги и т.д.) классные руководители формируют познавательный интерес у учащихся, любовь и уважение, умение видеть прекрасное, быть нужным людям, быть интересной, творческой, интеллектуальной личностью.

Классные руководители вели большую профилактическую работу. Это дало свои положительные результаты: нет детей, состоящих на внутришкольном учете. В течении года эта деятельность проводилась как с учащимися, так и с их родителями.( Например, проводились беседы по вопросам экстремизма, по вопросам профилактики употребления наркотиков «Как уберечь ребенка от наркотиков. Диалог между родителями и детьми», беседа « Виды правонарушений несовершеннолетних и ответственность за них», «Культура здоровья: образовательное пространство и социальное окружение.», « Курение-дань моде, привычка или болезнь», акция «Мы за здоровый образ жизни»   и др).

В школе стало хорошей традицией проведение мероприятий, посвященных Дню Учителя, Дню Матери, Новому году, 8 Марта, 23 февраля . Все они проходили на высоком уровне с привлечением родителей.

Уже который год в школе проходит посвящение в первоклассники с участием всех школьников младших классов, посвящение в химики учеников восьмого класса.

В целях формирования и развития у детей мотивации на здоровый образ жизни, привлечения внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей были проведены тематические классные часы по формированию здорового образа жизни (по планам классных руководителей), веселые старты, игра «Зарница» и другие мероприятия. Охвачены данными мероприятиями были все классы.

Большое значение классные руководители уделяют патриотическому воспитанию ( просмотр и обсуждение видеоматериалов о героических страницах истории России, изучение государственной символики. «Государственные символы России: история и современность», песенный конкурс-фестиваль «Мы дети твои, Россия», посвященный 20-летию принятия Конституции РФ и др.) Уже стало традицией проводить общешкольную линейку, посвященную дню освобождения села, митинг, посвященный Дню Победы, возлагать цветы к Братским могилам. Эмоционально проходили Уроки мужества.

Классные руководители стараются привлечь учащихся к общественно- полезной деятельности, потому что на ребят положительно воздействует совместная работа, особенно любой труд. Это разные виды работ в школе, от дежурства в классах до благоустройства территории. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника, способствует приобретению знаний, возникновению познавательных интересов. Труд помогает школьникам в выборе будущей профессии.

Много было проведено занятий со старшеклассниками по подготовке к экзаменам и по профориентации (Рекламный проспект. Встречи с представителями учебных заведений района и области (9-11 классы), устный журнал «Профессии, которые мы выбираем», диспут «Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труду» и т.д.).

Большую работу в этом году вели участники ШМО с родителями. Они проводили тематические родительские собрания, рассматривали такие вопросы, как знакомство родителей с законом « Об образовании», «Способности и роль семьи в их развитии», «Проблема отцов и детей в современных семьях. Пути преодоления конфликтных ситуаций» и т.д. Кроме этого проводились индивидуальные консультации, встречи с учителями-предметниками.

В нашей школе есть классные руководители с большим стажем работы и молодые специалисты , которым оказывается различная помощь (консультации, привлечение к общественной жизни, выступления на различных уровнях.) ШМО заинтересовано в том, чтобы классные руководители были компетентными, профессиональными мастерами своего дела, знали и применяли в своей работе различные технологии. С этой целью создается методическая копилка. Каждый классный руководитель может найти в ней нужную информацию: памятки ,опросники, разработки классных часов.

Воспитывать — значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью. Это знает каждый из ШМО. Именно поэтому школьная жизнь каждого классного коллектива интересна и полна событий.

Подводя итоги работы ШМО классных руководителей можно сделать вывод, что задачи, поставленные перед членами МО, решаются всеми классными руководителям ;все проявили себя инициативными, заинтересованными людьми. Каждый знает, что успех возможен благодаря реализации принципа педагогической поддержки. А это значит: верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

Работу ШМО классных руководителей в 2013-2014 учебном году считать удовлетворительной.

Исходя из вышесказанного, в 2014-2015 учебном году МО классных руководителей

необходимо решать следующие задачи:

  • Совершенствовать навыки педагогического мастерства.
  • Формировать единые принципиальные подходы к воспитанию и социализации личности ученика.
  • Находить и использовать в работе новые современные подходы к воспитательной работе.
  • Помогать молодым классным руководителям.
  • Пополнять методическую копилку новыми разработками и проектами.
  • Активнее обобщать опыт творчески работающих классных руководителей.


Работу учителей в 2013-2014 учебном году можно признать удовлетворительной.

Все методические объединения работали удовлетворительно, каждым из них проведено 4-10 заседаний, на которых рассматривались как теоретические вопросы, так и практические, связанные с темой школы, с практикой обучения и воспитания школьников. На заседаниях МО обсуждались вопросы взаимопосещения уроков, проводились обзоры новинок методической литературы, заслушивались отчёты учителей по работе над методической темой.

Для реализации поставленной методической цели каждый учитель определился с методической темой, над которой работает, углубляя знания по ней и практически совершенствуя новые формы и методы работы. Все большее распространение получают информационные технологии при обучении различным предметам (учителя начальных классов, истории и обществознания, физики, математики, русского языка и литературы, биологии и экологии, иностранных языков) с использованием имеющихся в школе электронных носителей и интернет – ресурсов.

В связи с новыми формами итоговой аттестации в 9, 11 классах (ЕГЭ) МО было принято решение осваивать новые подходы в контрольно-диагностической деятельности учителя. Были рассмотрены и обсуждены демонстрационные варианты экзаменов по предметам в 9 классе по новой форме, демоверсии ЕГЭ по различным предметам в 11 классе, проанализированы итоги прошлогодней государственной (итоговой) аттестации выпускников.

Активно стали использоваться учителями тесты в качестве не только итоговых         экзаменов, но и   как форма проверки знаний по определённой теме, как форма обобщения материала. Контрольно-диагностическая деятельность позволяет реализовать личностно ориентированный принцип обучения… Большая часть педагогов обобщают и распространяют опыт своей работы, размещая материалы педагогической деятельности на сайтах педагогических обществ. Многие учителя открыли свои странички в Интернете, где они делятся секретами своего мастерства с педагогами страны.


Аттестация

.

Аттестация учителей – важнейшая часть повышения мастерства учителя.

Она предполагает повышение профессионализма, развитие творческой активности, стимулирование деятельности, дифференцированную оценку

результатов педагогического труда.

В 2013-2014 учебном году 2 педагогов прошли аттестацию на 1 первую квалификационную категорию: Подхалюзина С.В., Несинова М.В


КПК и переподготовка учителей.

Курсовая подготовка – один из важных компонентов методической работы, способствующая повышению методического мастерства учителей. В 2013-2014 учебном году курсовую подготовку прошли 4 учителя: 4учителя ОУ поступили в КГУ на годичные курсы переподготовки, 1 педагог поступил в КГУ на заочное обучение по специальности «педагог- психолог».

В школе продолжается работа по отслеживанию результативности труда учителя, проводятся различные мониторинговые исследования, срезы. В этих исследованиях отражены многие сферы деятельности учителя: его участие в педагогических советах, выступления на заседаниях МО, открытые уроки, внеклассная работа по предмету и работа в качестве классного руководителя, использование ИКТ технологий, уровень владения Интернетом и многое другое. Это помогает определять претендентов на различные награждения, грамоты. В результате такого подхода к работе у педагогов приобретается уверенность в своих силах, проявляются ранее скрытые способности, усиливается интерес к новому, передовому, поэтому важным становится инновационная методическая работа, цель которой – внедрение инновационных технологий через МО, оценка уровня инновационного потенциала педагогов. Учителя нашей школы не стоят в стороне инновационных процессов в обучении и воспитании, они используют как элементы современных технологий, так и полностью технологии, связанные с личностно – ориентированным подходом к обучению и воспитанию школьников, технологии, направленные на развитие личности каждого ребёнка. В целом следует отметить, что в школе учителями ведется активная работа по изучению состояния преподавания дисциплин, отслеживается результативность образовательного процесса по предметам, идет освоение последних достижений в области методики преподавания предмета и обмен накопленным опытом, внеклассная работа по предмету носит неформальный характер. Свой опыт работы учителя распространяют не только традиционными способами, но и с помощью Интернет сообществ, многие педагоги размещают свои работы на сайтах: «Педсовет», «Учпортал», «ПроШколу» и официальный сайт МБОУ «Густомойская СОШ».

Педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе, и от его квалификации, его личностных качеств зависит, какой быть сегодня в целом системе образования.

Наряду с положительными результатами в работе имеются некоторые

проблемы, вызванные введением стандартов не только в начальном, но и с подготовкой к введению новых стандартов в среднем звене школы. Учителям начальных классов предстоит еще много работы по формированию УУД, проработке системы оценивания, и других разделов программы НОО. Учителям среднего звена будет сложнее, так как учитель начальных классов ведет сразу все основные предметы и может сконцентрировать и направить свою работу сразу по всем направлениям, среднему звену только предстоит искать точки соприкосновения и возможные пути решения возникающих ситуаций.


Задачи на 2014-2015 учебный год:

Были определены следующие цели и задачи.

  1. Обеспечение роста профессиональной компетентности учителей школы как условие реализации целей развития личности учащегося.
  2. Активизировать работу по внедрению проектной и исследовательской деятельности, ИКТ в образовательный процесс.
  3. Организовать деятельность по ознакомлению педагогов средней и старшей школы с требованиями ФГОС ООО.
  4. Спроектировать изменения в урочной деятельности всех педагогов школы, необходимые по внедрению ФГОС ООО.