Анализ методической работы МБОУ «Густомойская СОШ» за 2017-2018 учебный год
Анализ методической работы
МБОУ «Густомойская СОШ» Льговского района Курской области
за 2017-2018 учебный год.
МБОУ «Густомойская СОШ» Льговского района Курской области — это открытое пространство для развития потенциальных возможностей и самореализации учащихся. Школа ориентируется на создание комфортных условий обучения и развития всех детей и каждого в отдельности, адаптируя образовательный процесс к учащимся с их индивидуальными особенностями.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы в школе, является методическая работа. Её роль значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
Педагогический коллектив МБОУ «Густомойская СОШ» насчитывает 20 человек. 17 педагогов имеют высшее педагогическое образование, 3 имеют среднее специальное педагогическое образование.
3 педагога имеет высшую квалификационную категорию, 5 педагогических работников имеют первую квалификационную категорию.
Имеют награды:
-
Почётный работник образования – 2 чел.
-
Почётная грамота Министерства образования и науки РФ — 1 чел.
-
Грамота Губернатора Курской области — 1 чел.
-
Грамота и Благодарность Главы района — 18 чел.
-
Грамота и Благодарность отдела образования — 18 чел.
В 2017 -2018 учебном году коллектив работал над методической темой:
«Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся путём применения современных педагогических и информационных технологий»
Цель методической работы:
непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителя, его эрудиции, компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания; применение новых технологий, направленных на обеспечение самораскрытия, самореализации учащихся, повышение качества учебно-воспитательной деятельности.
Основные задачи методической работы:
- Реализация системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании.
- Непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителей.
- Внедрение современных педагогических технологий обучения и воспитания, информационных образовательных технологий.
- Адаптация образовательной деятельности к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащихся; обеспечение возможности её самораскрытия; создание системы поиска и поддержки талантливых детей.
- Совершенствование предпрофильной подготовки учащихся.
- Реализация принципов сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательных отношений, использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности.
- Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание через повышение воспитательного потенциала урока.
Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению учащихся, внедрение учителями элементов современных педагогических технологий обучения и воспитания, создание условий для освоения практических учебных навыков и самостоятельности посредством активного внедрения информационных образовательных технологий, использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности.
При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Формы методической работы:
Тематические педагогические советы
- Методические объединения
- Открытые уроки, их анализ
- Предметные недели
- Индивидуальные беседы по организации и проведению уроков
- Работа с молодыми специалистами.
- Организация и контроль курсовой подготовки учителей
- Аттестация.
- Доклады, выступления
- Самообразование, самоотчеты
- Анкетирование
- Административные совещания.
Тематические педсоветы
В течение года на педагогических советах были рассмотрены следующие вопросы:
- Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов.
- Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС НОО и ООО.
- Экологическая культура в преподавании и обучении – основа развития гармоничной, разносторонне развитой личности.
- Формирование УУД как фактора повышения качества образования.
- Инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся.
- Профессиональная культура и компетентность педагога. Информационная компетентность как средство развития учительского потенциала.
- Здоровьесберегающая направленность уроков как условие реализации ФГОС.
- Домашнее задание как средство формирования прочных знаний, умений, развития творческих навыков и предупреждения перегрузки учащихся.
- Деятельность педагогического коллектива по формированию устойчивого позитивного имиджа образовательного учреждения
На этих педсоветах были рассмотрены вопросы, волнующие каждого учителя. Педагоги обсуждали нормативные документы, локальные акты школы, инновационные системы контроля и оценки качества образования, вопросы, касающиеся профессиональной культуры и компетентности педагога, деятельность педагогического коллектива по формированию устойчивого позитивного имиджа образовательного учреждения, делились своим опытом проектной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО. Особое внимание было уделено обсуждению работы со слабоуспевающими детьми, подготовке к ВПР и ОГЭ.
Методические объединения
Все учителя школы объединены в методические объединения по смежным предметам и вовлечены в методическую работу. Каждое ШМО работает над своей темой, тесно связанной с методической темой школы, и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на организацию методической помощи учителю в межкурсовой период. На своих методических заседаниях обсуждают разные вопросы согласно плану работы ШМО.
Планы работы школьных методических объединений составлялись с учетом плана методической работы школы, ситуации, которая сложилась в школе в данный период времени, опыта работы и квалификации учителей, склонностей и интересов педагогов, специфики преподавания определенных предметов.
В 2017-2018 учебном году в школе действовали 4 школьных методических объединения: ШМО учителей гуманитарного цикла, ШМО учителей естественно – математического цикла, ШМО учителей начальных классов, ШМО классных руководителей.
Все учителя принимали активное участие в работе районных и межшкольных методических объединениях: давали открытые уроки, выступали с сообщениями, докладами, делились своим опытом обучения и воспитания учащихся.
Цели работы методических объединений:
- повышение качества обученности ученика через личностный подход в системе преподавания;
- повышение профессионализма и мастерства учителя;
- освоение нового содержания образования, новых технологий обучения;
- повышение интереса детей к учёбе через их участие в разнообразной учебной и внеклассной работе;
- реализация преемственности обучения в начальной и основной школах.
В течение учебного года проводились предметные недели начальных классов, предметов гуманитарного цикла, предметов естественно – математического цикла. Во время этой работы применялись самые разнообразные методы и формы их проведения:
- нестандартные формы проведения уроков (путешествия, конференции, игры)
- конкурсы
- олимпиады
- устные журналы
- викторины
- конкурсы газет, зарисовок, кроссвордов
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов за 2017-2018 учебный год
Методическая работа в школе на современном этапе приобрела особую значимость. От образовательного уровня, квалификации, профессионализма учителя зависит решение задач, стоящих перед начальной школой.
В методическое объединение учителей начальных классов входят пять учителей: учителя начальных классов Горбачева А.А., Жукова Л.В., Рязанцева В.Н., Коняева Л.Н., учитель физической культуры и воспитатель группы продленного дня Воскова Л.М. Из них 1 имеет первую квалификационную категорию и 4 – соответствие занимаемой должности
.
ШМО учителей начальных классов работает над методической темой:
«Изучение и внедрение современных технологий в учебно — воспитательный процесс с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Повышения качества обучения и формирования здорового образа жизни младшего школьника»
Целью
работы объединения является совершенствование обучения и воспитания младших школьников, в условиях реализации ФГОС НОО через освоение и использование в образовательном процессе современных методик, форм, методов, видов, средств и новых технологий
В 2017-2018 учебном году перед начальной школой поставлены были следующие
задачи:
- совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе внедрения современных педагогических технологий с учётом индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья; усиление внимания к индивидуализации обучения на основе разнообразия программ и государственного стандарта;
- развитие творческой активности учителей, распространение педагогического опыта;
- обеспечение стабильности результатов обучения, прогнозирование итогов на основе анализа работы за год, по четвертям, оказание своевременной помощи слабоуспевающим и неуспевающим ученикам;
- продолжение работы с одарёнными детьми. Обратив внимание на подготовку к олимпиадам, повышать интерес к предметам путем организации внутренней работы;
- усиление психолого-педагогического аспекта для сохранения здоровья учащихся, для пропаганды здорового образа жизни;
- продолжение сотрудничества и взаимопомощи между членами ШМО и членами других ШМО путём взаимопосещения уроков, внеклассных мероприятий;
- всем членам ШМО продолжить работу по самообразованию и повышению квалификационного уровня, расширять сотрудничество с целью поиска новых форм работы, обмена опытом и повышения методического уровня работы ШМО.
Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний учащихся;
- овладение учителями ШМО системой преподавания предметов в соответствии с ФГОС НОО;
- создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
Коллектив учителей начальной школы состоит из 5 человек. Три учителя имеют высшее педагогическое образование и 2 учителя — среднее специальное образование. Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях введения ФГОС НОО.
Учителя начальных классов работают по УМК «Школа России», который соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, позволяет развивать интеллектуальные способности детей, дает возможности для индивидуального выбора дополнительного материала и заданий, готовит ученика «нового типа», внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности и другим людям, способным видеть проблему и решать её самостоятельно, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельное решение.
Школа обеспечена учебниками, учебно-методической литературой для реализации ФГОС НОО.
Работа ШМО строилась на диагностической основе и велась в соответствии с планом работы. Реализация цели и задач ШМО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней, соответствовала нормам СанПиНа, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых.
Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед МО и способствовала решению поставленных задач. Согласно утвержденному плану работы, за год было проведено пять заседаний методического объединения, на которых заслушали выступления учителей ШМО по проблемам обучения и воспитания учащихся.
На протяжении учебного года педагоги делились полученными знаниями и приобретаемым опытом по внедрению ФГОС. Каждый учитель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методического объединения:
- «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках» — Горбачева А.А.
- «Внедрение инновационных современных технологий на уроке и во внеурочное время в начальных классах» — Рязанцева В.Н.
- «Совершенствование навыков чтения младших школьников» — Коняева Л.Н.
- «Развитие творческих способностей учащихся младших классов.» — Жукова Л.В.
- «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры на основе реализации личностно – ориентированного подхода» — Воскова Л.М.
Педагоги начальной школы активно повышают свой профессиональный и теоретический уровень подготовки путем своевременного прохождения курсов повышения квалификации. В этом учебном году Рязанцева В.Н. прошла курсы повышения квалификации по программе «Проектирование и реализация урочной и внеурочной деятельности на основе ФГОС НОО».
Большой вклад в повышение качества педагогического труда и уровня педагогической культуры учителя вносит система взаимопосещений и открытых уроков. В течение 2017-2018 учебного года велась работа по обмену опытом среди педагогов начальной школы. Учителями были даны открытые уроки математики в 1 классе «Счет в пределах 10» (Жукова Л.В.), окружающего мира во 2 классе «Наша дружная семья» (Рязанцева В.Н.), литературного чтения в 3 классе «В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница». Характеристика героев сказки» (Коняева Л.Н.), ОРКСЭ в 4 классе «Чудо в жизни христианина» (Горбачева А.А.), физической культуры в 3 классе «Пионербол» (Воскова Л.М.).
При проведении открытых уроков использовались новые информационно – коммуникативные технологии. Применялись активные методы обучения, что включало в себя работу в парах и группах, проблемные методы обучения, разнообразные игры; так как игра необходима на начальном этапе обучения, она развивает у детей интерес к обучению, коммуникативные навыки и вызывает у них стремление к получению новых знаний.
Все проведенные уроки и проходили на высоком профессиональном уровне, что свидетельствует об ответственном отношении к их подготовке, проведению и мастерстве педагогов. Создание в классах атмосферы психологического комфорта и поддержки способствовало развитию самооценки учащихся и влияло на успешность обучения.
В феврале 2018 года на базе нашей школы был проведён районный семинар учителей начальных классов по теме «Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО». Открытый урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме «Чудо в жизни христианина» провела Горбачева А.А. и по окружающему миру во 2 классе по теме «Наша дружная семья» Рязанцева В.Н. Коняева Л.Н. и Жукова Л.В. представили проект «В гости к матушке – зиме». Горбачевой А.А. был обобщен опыт работы учителей начальных классов по теме «Использование проектной технологии в развитии творческих умений и навыков младших школьников».
Проектная деятельность по ФГОС НОО является неотъемлемой частью учебного процесса. Выполнение проектов предусматривается программами всех учебных предметов. Проекты входят в тематическое планирование, а также представлены в учебниках в рубрике «Наши проекты».
В целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся в образовательной программе начального общего образования предусматриваются внеурочная деятельность. Одним из видов внеурочной деятельности является проектная деятельность. Программы курсов «Учимся создавать проект», «Юный исследователь» направлены на реализацию педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться самостоятельно, добывать и систематизировать новые знания.
Большим подспорьем для проектной деятельности является умение выполнять презентации. Учащиеся нашей школы имеют первоначальный опыт оформления своих как мини — проектов, так и достаточно объёмных проектов. На компьютере дома и в классе дети собирают и оформляют свои проекты, как групповые, так и индивидуальные.
Проектная деятельность подготавливает учащихся к реальным условиям жизни, формирует ключевые компетенции: учебно-познавательные, коммуникативные, информационные; выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, способствует развитию творческих способностей, развивает интерес к познанию мира, уверенность в себе, коммуникативные способности, повышает мотивацию к обучению, уровень обученности и качество знаний. Младшие школьники наглядно видят практическое применение своих теоретических знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и не умеют, как много им ещё предстоит постичь.
В течение года проводились проверки: документации, учебного плана по выполнению программного материала, единых требований к ведению рабочих и контрольных тетрадей учащихся, соблюдение графиков контрольных работ и родительских собраний; анализ проведения итоговых контрольных работ, итоги проверки техники чтения на конец года.
По итогам административных контрольных работ можно сделать вывод: наиболее распространённые ошибки по русскому языку — безударные гласные в корне слова, парные согласные на конце слова, пропуск и замена букв, написание окончаний у существительных, прилагательных и глаголов. По математике: выбор действия при решении задач, ошибки на порядок выполнения действий, вычислительные ошибки. Существует проблема в формировании орфографической зоркости, в решении составных задач, в выполнении операций над именованными числами.
Не все учащиеся овладели беглым, осознанным, правильным чтением, с соблюдением всех необходимых норм. Необходимо продолжить работу над формированием интереса к чтению и уделять больше внимания отработке навыков чтения обучающихся.
Учителя начальных классов держат под контролем навыки чтения, но число учащихся, читающих ниже нормы, имеет место.
По-прежнему одной из актуальных проблем остается работа родителями, которые мало уделяют внимания чтению ребенка.
Проблема самостоятельного чтения учащимися художественной литературы остается. Поэтому учителям начальных классов, родителям и библиотекарям необходимо активизировать совместную работу по развитию интереса к чтению.
Необходимо вести индивидуальный контроль над уровнем знаний учащихся, усилить индивидуальную работу со слабоуспевающими и одаренными детьми, обратить внимание на раскрытие интересов, склонностей и способностей учащихся с целью выявления самостоятельного творчества каждой личности; также на формирование читательских умений и интереса к изучению художественной литературы.
С целью осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС НОО и выявления уровня подготовки школьников, завершающих обучение в начальной школе, в этом учебном году проводилась Всероссийская проверочная работа. Классный руководитель 4 класса Горбачева А.А. приложила немало усилий для того, чтобы подготовить учащихся к этому новому виду работы, с которым справились все четвероклассники нашей школы.
Учащиеся начальной школы являются активными участниками дистанционных олимпиад. Работа учителей с учащимися не ограничивалась только классно — урочной системой работы. Учащиеся начальной школы активно вовлекались во все внеклассные мероприятия школы, что способствовало развитию познавательных интересов и способностей учащихся, творческих способностей, положительного отношения к школе, сохранению здоровья участников образовательных отношений.
С 13 ноября по 1 декабря 2017 года в МБОУ «Густомойская СОШ» проводилась неделя начальных классов.
Предметная неделя является одной из форм развития познавательной активности обучающихся, а участие в предметной неделе дает возможность младшему школьнику проявить свои интеллектуальные и физические способности. Педагоги нашей школы твёрдо убеждены, что обучение может быть успешным если ребёнку интересно учиться.
В работе недели приняли участие все учителя и ученики начальной школы.
Цели проведения недели начальных классов:
- Поиск путей повышения качества образовательного процесса через освоение и внедрение в практику работы современных образовательных технологий.
- Показ методические приемы и формы организации урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы, обеспечивающие повышение мотивации и познавательного интереса.
Задачи проведения недели начальных классов:
- Создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно — образовательных потребностей.
- Повышение интереса учащихся к учебной деятельности.
- Помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала, организаторских способностей.
- Формирование коммуникативных навыков, умений подчинять свои интересы интересам коллектива;
- Обучение детей самостоятельности и творчеству.
Принцип проведения предметной недели — каждый ребенок является активным участником всех событий недели. Он может попробовать свои силы в различных видах деятельности: решать задачи и примеры, сочинять, писать, мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки.
В ходе предметной недели все учителя проявили хорошие организаторские способности, создали творческую атмосферу. Учащиеся показали хорошие знания предметных ЗУН, умения применять знания в разных ситуациях, взаимовыручку, неординарное решение трудных вопросов.
Неделя начальных классов была очень содержательная, насыщенная, познавательная и творческая. После проведения предметной недели у многих учащихся меняется отношение к учёбе, появляется заинтересованность в познании нового, усиливается интерес к процессу обучения, очень четко прослеживается сотрудничество учителей, учащихся и родителей.
Такие формы работы дают большой эмоциональный заряд, надолго запоминаются детям, способствуют формированию положительной мотивации учебной деятельности.
Учителями начальных классов в течение учебного года была организована работа по сохранению и укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни. С детьми проводились беседы и практические занятия по соблюдению правил личной гигиены. Физкультминутки на уроках, динамические паузы для первоклассников, три урока физической культуры способствуют укреплению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность в 1 – 4 классах организовывалась по следующим направлениям развития личности ребенка: духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Организация занятий по данным направлениям во внеурочное время была неотъемлемой частью образовательного процесса.
Современные методы и технологии обучения активно внедрялись педагогами в течение учебного года. Обучение проектной деятельности учащихся осуществлялось педагогами, как в учебных, так и во внеучебных видах проектов, отображенные в рабочих программах.
Проанализировав работу методического объединения, следует отметить, что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию навыков творческой научно-исследовательской деятельности учащихся; внедрению и освоению учащимися информационно – компьютерных технологий; формированию универсальных учебных действий у учащихся.
С целью расширения и углубления профессионально — методических знаний и умений, занимаются самообразованием, совершенствованием уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы.
Индивидуальные занятия по школьным дисциплинам нацелены на отработку базовых знаний, а также расширение и углубление знаний учащихся за счет внедрения материала повышенной сложности.
Таким образом, анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов показал, что запланированный план работы практически выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов.
В коллективе в течение года царила атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки. Педагоги адекватно реагировали на критику, прислушивались к советам коллег, делились опытом. Добрые взаимоотношения, товарищеская помощь, самоуправление дают положительные результаты в работе.
Работа ШМО учителей начальных классов имеет положительный отзыв у учителей и родителей. ШМО создает хорошие условия для развития учащихся. Считаем, что для развития всесторонне развитой, здоровой личности в начальном звене были созданы все условия. Каждый ребёнок мог проявить себя в той области, которая была интересна ему и доступна.
Документация ШМО учителей начальных классов ведется полностью в соответствии с Положением о методическом объединении. Задачи, поставленные перед ШМО, реализованы. Методическая работа позволила выявить затруднения учителей, положительные и отрицательные моменты.
Анализ работы школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла за 2017-2018 учебный год
В методическое объединение учителей гуманитарного цикла входят пять учителей: учителя русского языка и литературы Куликова О.П., Подхалюзина С.В., Горченко И.В., учитель английского языка Холмакова А.В., учитель истории и обществознания Суглобова Е.Н. Из них 1 имеет высшую квалификационную категорию, 1 – первую квалификационную категорию и 3 – соответствие занимаемой должности
.
В 2017-2018 учебном году ШМО учителей гуманитарного цикла работало над методической темой
«Развитие профессиональной компетенции педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».
Учителя работали над темами самообразования, изучали теорию по методической теме, отчитывались по темам самообразования, выступая с докладами на заседаниях ШМО. Работа над темой также осуществлялась учителями через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, через повышение мотивации к обучению у учащихся, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой. При планировании методической работы ШМО старалось отбирать формы, которые помогли бы решать задачи и проблемы в обучении по предметам гуманитарного цикла.
Формы методической работы:
- Заседания ШМО (см. протоколы)
- Работа учителей над темами самообразования
- Открытые уроки и их анализ
- Взаимопосещение и анализ уроков
- Внеклассная работа по предметам
Были поставлены следующие цели:
Совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, компетентности в области в области русского языка, литературы, английского языка, истории, обществознания в условиях реализации ФГОС и модернизации системы образования путем применения активных технологий, способствующих развитию творческой личности учащихся.
Задачи:
- изучение инновационных процессов в методике преподавания в условиях реализации ФГОС через систему самообразования;
- повышение профессиональной квалификации учителей ШМО;
- содействие раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий;
- продолжение работы по формированию ключевых компетенций учащихся в процессе обучения.
За отчетный период было проведено 5 плановых заседаний, обсуждались современные технологии, обобщался опыт педагогов, что играет положительную роль в повышении педагогического мастерства учителя.
На заседаниях методического объединения поднимались следующие вопросы:
- Обсуждение и утверждение плана работы ШМО на новый учебный год, рассмотрение рабочих программ учителей
- Проведение предметной недели, проведение внеклассной работы по предмету.
- Преемственность преподавания предметов гуманитарного цикла учащихся начального и среднего звена.
- Проектная деятельность учащихся в рамках ФГОС.
- Системно-деятельностный подход в обучении школьников.
- Изучение и обсуждение нормативных документов, методических материалов для подготовки выпускников к итоговой аттестации.
- Система работы с одаренными учащимися: подготовка к проведению школьного и муниципального туров олимпиад, участие в интеллектуальных играх («Русский медвежонок», «Олимпус»), участие во Всероссийском конкурсе «Живая классика».
- Использование новых технологий на уроках. Изучение современных тенденций и возможность внедрения.
- Обсуждение требований к ведению тетрадей, прочей документации. Оказание методической помощи малоопытным учителям, наставничество, изучение и распространение педагогического опыта.
Также на заседаниях обсуждались результаты диагностических работ по русскому языку в 5 – 8 и 10 классах. Был обсужден принципы преемственности обучения в начальной и основной школе, рассмотрены наиболее сложные вопросы теории и практики по предмету.
Вынесенные вопросы на заседаниях ШМО соответствовали цели и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.
Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, проведение открытых уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.
Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы.
Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, уроки развития речи (русский язык и литература), уроки внеклассного чтения (литература). Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям ФГОСов.
Весь программный материал был изучен в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками.
В 2017-2018 г. учителя ШМО работали над совершенствованием кабинетов. Широко использовались на уроках ИКТ — технологии, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов. Разработана единая форма паспорта кабинета, включающая систематизацию накопленного материала.
Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, некоторые из них выполнены с использованием ИКТ в форме игр, презентаций. Собрано большое количество презентаций к урокам. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал, репродукции картин, портреты, карточки для индивидуальной работы, словари (толковые, орфографические, лингвистические, фразеологические и др.), хрестоматии, справочники. Преподаватели занимаются разработкой учебных программ по предметам гуманитарного цикла для элективных курсов и курсов по выбору.
В 2018-2019 учебном году необходимо продолжить активную работу по развитию учебно-методической базы кабинетов.
За отчетный период было проведено 5 плановых заседаний. Здесь, как правило, обсуждались современные технологии, обобщались опыты педагогов, что играет положительную роль в повышении педагогического мастерства учителя. На методических объединениях поднимались следующие вопросы:
В работу ШМО учителей гуманитарного цикла усиленно внедряются инновационные технологии, в частности, информационные и мультимедийные. На сегодняшний день учителями ШМО разработано немало внеклассных мероприятий и уроков по предметам цикла с использованием ИКТ.
Учителя находят учебные материалы в Интернете, используют информационно-коммуникационные технологии для мониторинга развития учеников, для тестирования. При этом эффективно используют информационно-коммуникационные технологии для разработки и проведения уроков.
Дальнейшая деятельность учителей в рамках создания единого информационно-образовательного пространства обеспечит качественные изменения в организации и содержании образовательного процесса, а также в характере результатов обучения. Поэтому работу в данном направлении необходимо развивать и совершенствовать.
Использование инновационных технологий помогает учителям-предметникам найти индивидуальный подход к каждому ученику, дифференцированно оценивать знания ребят, поощрять и поддерживать их творчество, развивать их интеллект.
С целью повышения качества усвоения учебного материала учителя предметники стремятся шире использовать потенциал учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке: используют дифференцированный подход в процессе изложения нового материала; совершенствуют имеющиеся в методическом арсенале учителя приемы, методы работы по формированию учебно-познавательной деятельности учащихся.
Учащиеся школы были вовлечены во внеклассные мероприятия. С целью развития познавательного интереса к русскому языку и литературе, истории и обществознанию, английскому языку и через внеурочные формы работы, развитие ключевых компетенций, воспитание у учащихся нравственной культуры и патриотизма была проведена неделя гуманитарных наук. Каждый учащийся школы стал активным участником всех событий недели, попробовал себя в разных ролях и видах деятельности. Формы взаимодействия в процессе проведения недели были разнообразны: викторины, конкурсы, интеллектуально-познавательные игры, литературный вечер, тематические линейки.
Предметная неделя была проведена в указанные сроки, согласно утверждённому плану. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности детей. Каждое мероприятие было нацелено на реализацию поставленных задач, было хорошо организовано и проведено на должном методическом уровне
В течение учебного года учителя-предметники вели элективные курсы: «Обществознание: от теории к практике», «Трудные вопросы пунктуации» (11 класс), факультативные курсы по ОПК (8,10 классы).
Таким образом, внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов.
В будущем учебном году внеклассная работа среди учащихся будет продолжена. В 2018-2019 году всем учителям-предметникам следует обратить пристальное внимание на подготовку учащихся к олимпиадам и вести целенаправленную работу с конкретными учениками.
Анализ итогов работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены. Но в работе ШМО учителей гуманитарного цикла существуют недостатки. Так выявлено, не на должном налажена система работы со способными и слабоуспевающими детьми. Индивидуально-групповые занятия используются в основном для отработки и тренировки ранее полученных знаний и умений.
Анализируя работу ШМО, хотелось бы дать следующие рекомендации по работе в следующем учебном году:
- конкретнее планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта;
- планировать проектную и исследовательскую деятельность индивидуально или совместно с учащимися;
- уделять особое внимание внеклассной работе по предметам.
Показателями успешной работы членов ШМО гуманитарного цикла можно считать:
- Сохранение положительной мотивации учащихся.
- Результаты инновационной деятельности педагогов.
- Системный подход к анализу и планированию своей деятельности.
- Использование различных видов проверочных работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся.
- Методические умения педагогов по применению инновационных технологий.
- Среди членов ШМО систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов.
- Активно ведется работа над темами самообразования.
- Члены ШМО понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы.
- Все заседания ШМО проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится мониторинг качества знаний учащихся.
Анализ работы школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла за 2017- 2018 учебный год.
В методическое объединение естественно-математического цикла входят пять учителей: Ветчинов Н.В. учитель географии, Зинчук Н.В. и Игнатухина И.И. учителя математики, Семенова Л.А. учитель биологии и химии и Семикина Е.И. учитель физики. Из них 2 — имеют высшую квалификационную категорию, 2 – соответствие занимаемой должности и 1 – без категории
.
Учителя МО работали над методической темой
«Современные приёмы управления образовательным процессом, направленные на развитие личностно ориентированного обучения в условиях перехода на ФГОС».
Проблема, над которой работает МО:
«Изучение и внедрение современных приёмов управления образовательным процессом, направленных на развитие личностно ориентированного обучения в условиях перехода на ФГОС»
Цель работы:
совершенствование приёмов управления образовательным процессом через применение современных подходов к организации деятельности учащихся, направленных на развитие личностно ориентированного обучения.
Задачи работы МО:
- обеспечение реализации образовательной программы школы;
- продуктивных педагогических технологий, ориентированных на развитие личности создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- внедрение в практику ребёнка;
- совершенствование педагогического мастерства учителя;
- реализация компетентностного и деятельностного подходов в образовательном процессе;
- оптимизация урока и внеурочной деятельности за счёт использования новых педагогических технологий в образовательном процессе;
- обеспечение стабильности результатов обучения, прогнозирование итогов на основе анализа работы за год, по четвертям, оказание своевременной помощи слабоуспевающим и неуспевающим ученикам;
- формирование у учащихся УУД;
- совершенствование процедуры мониторинга обученности школьников с целью повышения качества образования, для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных детей;
- изучение и распространение положительного опыта творчески работающих учителей;
- развитие информационной компетентности педагогов.
В течение 2017-2018 учебного года было проведено семь заседаний. Во время круглого стола обсудили педагогический анализ урока как средство непрерывного совершенствования педагогического мастерства учителя, формирование креативного мышления на уроках математики с применением ИКТ. Также рассматривали вопросы, связанные с дидактическим потенциалом учебных заданий как управленческий ресурс учителя, работу учителей по подготовке КИМов и отработке форм заданий, направленных на успешную сдачу итоговой аттестации учащимися. Также мы затронули вопросы, связанные с оцениванием предметных и метапредметных результатов в условиях ФГОС ООО, проблемы реализации внеурочной деятельности, проанализировали программное и учебно-методическое обеспечение предметов цикла, соблюдение единого орфографического режима при оформлении школьной и ученической документации.
В течение года отслеживали состояние и результативность процесса обучения: анализ контрольных работ по математике в 5-11 классах, состояние тетрадей для контрольных работ учащихся 5 – 8 классах, проверка журналов по ТБ в кабинетах технологии, физики, химии. В том числе проанализировали итоговые контрольные работы по математике за 1-полугодие и за год (по текстам администрации), результаты Всероссийских проверочных работ.
При организации учебно-воспитательного процесса образовательные и воспитательные задачи обучения всеми учителями решались комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся. При этом особое внимание обращалось на овладение и применение системно-деятельностного и развивающего обучения, выбор рациональных методов и приемов обучения, на рациональное сочетание устных и письменных видов работ, как при изучении теории, так и при решении задач, на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда. Также было уделено внимание технологии постановки и решения индивидуальных задач развития учащихся на уроках физики и особенностям урока биологии в условиях перехода на ФГОС.
Члены методического объединения принимали активное участие в методической работе.
Ветчинов Н.В. в рамках ШМО выступил с сообщениями по темам «Дидактический потенциал учебных заданий как управленческий ресурс учителя» и «Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии». Во время недели естественных наук с учащимися 8 класса рассказал об истории русского географического общества, принял участие в Дне науки, на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» с Дорошевой Д. и Масловой Ю. (8 класс) представил проект «Погода в с.Густомой».
Зинчук Н.В. в рамках ШМО выступила с сообщениями по темам «Дидактический потенциал учебных заданий как управленческий ресурс учителя» и «Работа учителя математики по формированию у учащихся умений и навыков работы с тестами в рамках подготовки к итоговой аттестации».
Игнатухина И.И. приняла участие в региональном совещании «Формирование информационной политики и создание единого информационного пространства системы образования» (16.11.2017 «Селикстанционная СОШ»), региональной стажировочной площадке для учителей математики общеобразовательных учреждений г.Курска и Курской области по теме «Технологический подход в подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по математике» (15.03.2018г., МБОУ «СОШ №59», г.Курск), В рамках ШМО обобщила свой опыт работы по теме «Технология постановки и решения индивидуальных задач развития учащихся средствами предмета» и провела открытый урок геометрии в 7 классе по теме «Обратная теорема», выступила на педсовете по теме «Инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся на уроках математики» (январь 2018г.). Во время Единого урока безопасности в сети Интернет провела интерактивную викторину «Безопасный Интернет» (1-4 кл.), обсуждение фильма «Безопасный интернет (5-11 кл.) и электронное тестирование (7,9 кл.). Организовала и провела День науки, неделю естественных наук, провела научно-практическую конференцию по защите проектов «Шаг в будущее», на которой Браду А. (5 кл.) представила проект «Загадки треугольника», а Восков А. и Тишин А. (7 кл.) «Треугольники вокруг нас». В рамках недели естественных наук провела выставку «Физика в картинках», конкурс ребусов, конкурс «Мисс Математика», конкурс «Один за всех и все за одного», представила физические парадоксы и софизмы, а также филфорд «Найди авторов физических законов». Является старшим экспертом, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2018 году в Курской области. Регулярно размещает методический материал на своем персональном сайте и на различных образовательных сайтах.
Семенова Л.А. в рамках ШМО провела открытый урок биологии в 8 классе по теме «Строение и работа сердца», выступила с сообщениями по темам «Особенности урока биологии в условиях перехода на ФГОС» и «Проблемы реализации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС». В рамках года экологии в России провела общешкольное внеклассное мероприятие «Проблемы планеты Земля», в День науки организовала встречу с работниками ОБОУ СПО «Льговский медицинский колледж». Во время недели естественных наук с учащимися 8 класса провела «Посвящение в юные химики», на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» с Кучерявых Яна (6 класс) представила проект «Пауки – знакомые незнакомцы».
Семикина Е.И. — в рамках ШМО выступила с сообщениями по темам «Дидактический потенциал учебных заданий как управленческий ресурс учителя» и «Работа учителя физики по формированию у учащихся умений и навыков работы с тестами в рамках подготовки к итоговой аттестации», приняла участие в Дне науки. Ведет постоянную работу с сайтом.
Учителя естественно-математического цикла уделяли внимание привитию интереса, удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес к предметам. Эти учащиеся получали индивидуальные задания, привлекались к участию в школьных и муниципальных этапах Всероссийской олимпиады школьников, в Олимпиаде Учи.ру по математике для 5-11 классов, в международном конкурс – игре «Кенгуру» по математике, во Всероссийской олимпиаде «Олимпус» по математике и биологии.
Педагоги постоянно работают над повышением уровня квалификации и самообразованием. Игнатухина И.И. прошла курсы повышения по темам «Подготовка членов предметных комиссий по проверке выполнения экзаменационных работ участников ГИА по образовательным программам среднего общего образования» (13.02.2018-26.02.2018г ОГБУ ДПО КИРО, 36 часов) и «Модернизация содержания и технологий преподавания математики с учетом Концепции развития математического образования в РФ» (12.02.2018-16.03.2018г, ОГБУ ДПО КИРО, 144 часа). Семикина Е.И. «Особенности обучения астрономии в современной школе» (09.10.2017 – 22.10.2017, 36 часов), Семенова Л.А. прошла курсы переподготовки по биологии и химии (с 01.02.2018 по 29.06.2018, КГУ).
Все учителя применяют на уроках элементы здоровьесберегающей технологии, владеют ПК. Систематически используют информационные технологии, ресурсы сети Internet, дистанционное обучение, проводят мастер-классы и открытые уроки.
В течение учебного года для 9 и 11 классов были организованы и проведены тренировочные тестовые работы по биологии, географии и математике. Для удовлетворения потребностей и запросов школьников, учителя работали индивидуально.
Несмотря на положительные результаты, ещё много предстоит работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации.
Таким образом, анализ работы школьного методического объединения учителей естественно – математического цикла показал, что:
- Среди членов МО систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов.
- Качество знаний учащихся находятся на среднем уровне, и требует систематической работы и контроля. Необходимо обратить внимание на классы с низкой мотивацией к учению.
- На достаточном уровне находится работа с одарёнными детьми. С каждым годом учащихся, которые участвуют в различных олимпиадах и конкурсах становиться больше. Есть учащиеся, которые показывают очень хорошие результаты.
- Члены МО естественно-математического цикла понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы.
- Все заседания проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится мониторинг качества знаний учащихся.
Анализ работы школьного методического объединения классных руководителей за 2017-2018 учебный год
Воспитание – процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Комплексный подход требует соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.
Современное воспитание нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.
Классные руководители – самая значимая категория организаторов воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего ОУ, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций
общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учѐтом актуальных задач.
Школьное методическое объединение классных руководителей играет ведущую роль в совершенствовании и обновлении педагогического процесса в школе, способствует сплочению коллектива, сохранению и развитию традиций школы, стимулирует инициативу и творчество педагогов, активизирует их деятельность в научно-исследовательской и поисковой работе, выявляет и предупреждает недостатки, затруднения и перегрузки в работе.
Работа ШМО классных руководителей в 2017-2018 учебном году проводилась по составленному и утвержденному в начале учебного года плану и была подчинена методической теме школы:
«Воспитание духовно-нравственной, эстетически развитой личности школьника»
В связи с этим были поставлены цели
:
- Формирование профессиональной компетентности классного руководителя в воспитательной системе школы.
- Совершенствование и повышение эффективности воспитательной работы в школе с целью формирования гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.
Руководствуясь целью непрерывного совершенствования форм и методов работы классного руководителя в воспитательном процессе, МО было ориентировано на решение следующих ключевых задач:
- Организация информационно-методической и практической помощи классным руководителям в воспитательной работе с учащимися.
- Организация системы по использованию в воспитательном процессе современных образовательных технологий и методик для удовлетворения
потребностей учащихся в культурном и нравственном воспитании
- Создание информационно-педагогического банка собственных достижений, популяризация собственного опыта.
- Информирование о нормативно-правовой базе, регулирующей работу классных руководителей в рамках реализации ФГОС.
- Повышение уровня воспитанности учащихся.
- Развитие творческих способностей педагогов.
Методическое объединение классных руководителей в 2017-2018 учебном году включало 10 классных руководителей (среди них два педагога имеют 1 квалификационную категорию, 8 классных руководителей – соответствие занимаемой должности.), библиотекаря, воспитателя ГПД.
Практически все педагоги имеют многолетний опыт работы в роликлассного руководителя, владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса, имеют высокую теоретическую и методическую подготовку в целеполагании, планировании, организации и анализе воспитательной работы, достаточно уверенно ориентируются в современных педагогических концепциях воспитания и используют их как основу для педагогической деятельности. В ходе взаимопосещений внеклассных мероприятий, при организации открытых коллективных творческих дел, классные руководители совершенствуют умение анализировать свою работу, правильно оценивать ее результаты, устранять недостатки.
Одним из направлений повышения качества образования является совершенствование мастерства классного руководителя через самообразовательную деятельность. Темы самообразования классных руководителей обсуждались на первом заседании МО.
Темы самообразования
1. | «Игра как средство воспитания, обучения и развития личности» | Жукова Л. В. |
2. | Классный час как основная форма воспитательной работы с классом | Рязанцева В. Н. |
3. | Воспитание культуры поведения у младших школьников | Коняева Л.Н. |
4. | Ориентация младших школьников на нравственные ценности | Горбачева А. А. |
5. | Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период | Воскова Л. М. |
6. | Гражданско-патриотическое воспитание учащихся как путь к возрождению национального самосознания | Суглобова Е.Н. |
7. | Личностно – ориентированный подход в системе воспитания | Семенова Л.А. |
8. | Нравственное воспитание- основа духовного развития человека | Горченко И. В. |
9. | Формирование у обучающихся здорового образа жизни | Восков А. А. |
10. | Профориентация старшеклассников | Холмакова А. В. |
Цели и задачи, поставленные перед МО классных руководителей, реализовывались через проведение заседаний. В 2017 -2018 учебном году было запланировано 4 заседания, которые прошли в указанные сроки. На заседаниях были рассмотрены такие вопросы, как:
1.Методический практикум «Организация воспитательной работы в 2017-2018 учебном году».
2.Педагогическая этика в работе с учащимися и их родителями. Личность
учителя как фактор установления педагогически целесообразных
взаимоотношений.
3.Круглый стол «Система работы школы по профилактике безнадзорности и
предупреждению правонарушений».
- Ярмарка педагогических идей «Как сделать классное дело интересным и содержательным». Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в реализации ФГОС второго поколения
Классными руководителями были подготовлены выступления о новых технологиях в работе классного руководителя, давались рекомендации о формах проведения родительских собраний, о методах работы с семьями учащихся и др.
С целью совершенствования используемых методик и обобщения опыта классных руководителей были подготовлены и проведены следующие открытые мероприятия:
1. | Посвящение в первоклассники | Жукова Л. В. |
2. | День Учителя | Рязанцева В. Н. |
3. | Праздник Осени | Коняева Л.Н. |
4. | Прощание с начальной школой | Горбачева А. А. |
5. | Конкурсная программа «Вперед, мальчишки!» | Воскова Л. М. |
6. | Митинг, посвященный Дню Победы | Суглобова Е.Н. |
7. | Посвящение в химики | Семенова Л.А. |
8. | Новогодний карнавал | Горченко И. В. |
9. | Праздник, посвященный Дню защитника Отечества | Восков А. А. |
10. | Последний звонок | Холмакова А. В. |
Воспитательные мероприятия носили активную форму и обогащали досуг школьников, сплачивали коллективы детей, развивали творческие способности, способствовали интеллектуальному развитию. В ходе работы классных руководителей проявились хорошие коммуникативные и организаторские способности, показали умение ориентироваться и использовать новые технологии.
В 2017-2018 учебном году классные руководители проводили воспитательную работу в классах, руководствуясь программой воспитания и социализации учащихся, которая направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни и решение актуальных задач.
Работа по реализации воспитательных задач осуществлялась по единому общешкольному плану воспитательной работы, на основе которого были составлены планы воспитательной работы классных руководителей, включающие следующие направления:
- Духовно-нравственное – воспитание чувства гордости за своё Отечество, за свою малую родину, усвоение общечеловеческих ценностей, бережное отношение к окружающей среде и людям, передача детям принципов человеческого общежития.
- Гражданско-патриотическое – развитие чувства патриотизма, ознакомление детей с правовыми нормами поведения, повышение правовой культуры учащихся.
- Эстетическое – развитие эстетического вкуса школьников, привитие навыков культуры поведения, общения, речи.
- Воспитание ЗОЖ- воспитание чувства ответственности за своё здоровье, пропаганда здорового образа жизни.
- Экологическое – воспитание экологической культуры.
- Трудовое – привитие интереса к труду.
- КТД (досуг) – создание условий для реализации творческих способностей школьников, развитие инициативы.
- Работа с родителями – тесное сотрудничество с семьями учащихся, оказание педагогической помощи родителям.
По данным направлениям были проведены общешкольные и классные воспитательные мероприятия.
Анализ работы классных руководителей показал, что работа каждого классного руководителя направлена на реализацию социально значимых задач. Классные руководители, моделируя воспитательную систему класса, стараются скорректировать свою деятельность таким образом, чтобы все направления воспитательной работы были охвачены в полном объеме. Классные руководители умело определяют перспективы жизнедеятельности своих классных коллективов, уделяют большое внимание укреплению межличностных отношений, выращивают и берегут традиции классов. Особое место в жизни классного коллектива занимает классный час-форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого поднимаются и решаются важные моральные, нравственные и этические проблемы.
Классные руководители нашей школы создают условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
Классные руководители выбирали многообразные формы работы, развивающие творчество, нетерпимое отношение к вредным привычкам; толерантность, патриотизм, самостоятельность, трудолюбие, экологическую культуру, культуру здорового и безопасного образа жизни и разумное использование сети Интернет.
С помощью различных форм внеклассной воспитательной работы (конкурсы, викторины, дискуссии, марафоны, экскурсии, праздники, конференции, часы общения, тренинги и т.д.) классные руководители формировали познавательный интерес у учащихся, любовь и уважение, умение видеть прекрасное, быть нужным людям, быть интересной, творческой, интеллектуальной личностью.
Классные руководители вели большую профилактическую работу. В течение года эта деятельность проводилась как с учащимися, так и с их родителями. Например, проводились беседы по вопросам профилактики употребления наркотиков «Жизнь не прощает ошибок», беседа «Выбери жизнь» и др., по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, профилактике правонарушений и преступлений.
В целях формирования и развития у детей мотивации на здоровый образ жизни, привлечения внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей были проведены тематические классные часы по формированию здорового образа жизни (по планам классных руководителей), веселые старты, проводился месячник «За здоровый образ жизни», сдача норм «ГТО» и другие мероприятия. Охвачены данными мероприятиями были все классы.
Большое значение классные руководители уделяли патриотическому воспитанию. Уже стало традицией проводить общешкольную линейку, посвященную дню освобождения села, митинг, посвященный Дню Победы, акцию Бессмертный полк, возлагать венки к Братским могилам. Эмоционально проходили Уроки мужества.
В течение года классные руководители старались привлечь учащихся к общественно- полезной деятельности, потому что на ребят положительно воздействует совместная работа, особенно любой труд. Это разные виды работ в школе, от дежурства в классах до благоустройства территории. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника, способствует приобретению знаний, возникновению познавательных интересов. Труд помогает школьникам в выборе будущей профессии.
Много было проведено занятий со старшеклассниками по подготовке к экзаменам и по профориентации (Рекламный проспект. Встречи с представителями учебных заведений района и области (9-10 классы), устный журнал «Профессии, которые мы выбираем», диспут «Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труду» и т.д.).
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классных руководителей с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизических особенностей, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии самостоятельного гражданина. С этой целью классные руководители проводили родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями, анкетирование.
Кроме этого проводились индивидуальные консультации, встречи с учителями-предметниками.
МО заинтересовано в том, чтобы классные руководители были компетентными, профессиональными мастерами своего дела, знали и применяли в своей работе различные технологии. С этой целью создана методическая копилка. Каждый классный руководитель может найти в ней нужную информацию: памятки, опросники, разработки классных часов.
Воспитывать — значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью. Это знает каждый из МО. Именно поэтому школьная жизнь каждого классного коллектива интересна и полна событий.
Подводя итоги работы МО классных руководителей можно сделать вывод, что задачи, поставленные перед членами МО, решались всеми классными руководителями, все проявили себя инициативными, заинтересованными людьми. Каждый знает, что успех возможен благодаря реализации принципа педагогической поддержки. А это значит: верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.
Работу ШМО классных руководителей в 2017-2018 учебном году считать удовлетворительной.
Все методические объединения работали удовлетворительно, каждым из них проведено по 5-7 заседаний, на которых рассматривались как теоретические вопросы, так и практические, связанные с темой школы, с практикой обучения и воспитания школьников. На заседаниях ШМО обсуждались вопросы взаимопосещения уроков, проводились обзоры новинок методической литературы, заслушивались отчёты учителей по работе над методической темой.
Для реализации поставленной методической цели каждый учитель определился с методической темой, над которой работает, углубляя знания по ней и практически совершенствуя новые формы и методы работы. Все большее распространение получают информационные технологии при обучении различным предметам (учителя начальных классов, истории и обществознания, физики, математики, русского языка и литературы, биологии и экологии, иностранных языков) с использованием имеющихся в школе электронных носителей и интернет – ресурсов.
В связи с новыми формами итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) ШМО было принято решение осваивать новые подходы в контрольно-диагностической деятельности учителя. Были рассмотрены и обсуждены демонстрационные варианты экзаменов по предметам в 9 классе по новой форме, проведены пробные экзамены, проанализированы итоги прошлогодней государственной итоговой аттестации выпускников.
Активно стали использоваться учителями тесты в качестве не только итоговых экзаменов, но и как форма проверки знаний по определённой теме, как форма обобщения материала. Контрольно-диагностическая деятельность позволяет реализовать личностно ориентированный принцип обучения. Большая часть педагогов обобщают и распространяют опыт своей работы, размещая материалы педагогической деятельности на сайтах педагогических обществ. Многие учителя открыли свои странички в Интернете, где они делятся секретами своего мастерства с педагогами страны.
КПК и переподготовка учителей
Курсовая подготовка – один из важных компонентов методической работы, способствующая повышению методического мастерства учителей. В 2017-2018 учебном году курсы повышения квалификации прошла Рязанцева В.Н. («Проектирование и реализация урочной и внеурочной деятельности на основе ФГОС НОО»), Семенова Л.А. закончили годичные курсы профессиональной переподготовки в КГУ «Образование и педагогические науки», специализация «Преподавание химии и биологии в общеобразовательной организации».
В школе продолжается работа по отслеживанию результативности труда учителя, проводятся различные мониторинговые исследования, срезы. В этих исследованиях отражены многие сферы деятельности учителя: его участие в педагогических советах, выступления на заседаниях ШМО, открытые уроки, внеклассная работа по предмету и работа в качестве классного руководителя, использование ИКТ технологий, уровень владения Интернетом и многое другое. Это помогает определять претендентов на различные награждения, грамоты. В результате такого подхода к работе у педагогов приобретается уверенность в своих силах, проявляются ранее скрытые способности, усиливается интерес к новому, передовому, поэтому важным становится инновационная методическая работа, цель которой – внедрение инновационных технологий через ШМО, оценка уровня инновационного потенциала педагогов. Учителя нашей школы не стоят в стороне инновационных процессов в обучении и воспитании, они используют как элементы современных технологий, так и полностью технологии, связанные с личностно – ориентированным подходом к обучению и воспитанию школьников, технологии, направленные на развитие личности каждого ребёнка. В целом следует отметить, что в школе учителями ведется активная работа по изучению состояния преподавания дисциплин, отслеживается результативность образовательного процесса по предметам, идет освоение последних достижений в области методики преподавания предмета и обмен накопленным опытом, внеклассная работа по предмету носит неформальный характер. Свой опыт работы учителя распространяют не только традиционными способами, но и с помощью Интернет сообществ, многие педагоги размещают свои работы на сайтах: «Педсовет», «Учпортал», «ПроШколу» и официальный сайт МБОУ «Густомойская СОШ» Льговского района Курской области.
Педагог занимает ключевую позицию в образовательной деятельности, и от его квалификации, его личностных качеств зависит, какой быть сегодня в целом системе образования.
Наряду с положительными результатами в работе имеются некоторые проблемы, вызванные введением стандартов не только в начальном, но и с подготовкой к введению новых стандартов в среднем звене школы. Учителям начальных классов предстоит еще много работы по формированию УУД, проработке системы оценивания, и других разделов программы НОО. Учителям среднего звена будет сложнее, так как учитель начальных классов ведет сразу все основные предметы, может сконцентрировать и направить свою работу сразу по всем направлениям, среднему звену только предстоит искать точки соприкосновения и возможные пути решения возникающих ситуаций.
В 2018 — 2019 учебном году необходимо продолжить работу по следующим направлениям:
- Продолжить работу над системой взаимосвязи по следующим направлениям: начальная школа — основная школа; повышать педагогическое мастерство и научную грамотность учителей.
- Вести четкий учет пробелов в знаниях учащихся, развивать навыки учащихся по самоконтролю, выработке навыков каллиграфического почерка и орфографической зоркости учащихся, применять правила в практической деятельности.
- Вести систематическую работу с учащимися, имеющими трудности в обучении.
- Использовать разные формы и методы при достижении ЗУН.
- Продолжить развитие процесса обучения на основе внедрения разноуровневого подхода и к обучению и оценки знаний учащихся, оптимально сочетать различные системы обучения.
- Продолжать развивать у детей внимание, память, включая в содержание урока разнообразные виды деятельности учащихся, активизирующие их работу.
- Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС.