Анализ методической работы за 2016-2017 уч. год
Анализ методической работы
МБОУ «Густомойская СОШ» Льговского района Курской области
за 2016-2017 учебный год.
МБОУ «Густомойская СОШ» Льговского района Курской области — это открытое пространство для развития потенциальных возможностей и самореализации учащихся. Школа ориентируется на создание комфортных условий обучения и развития всех детей и каждого в отдельности, адаптируя образовательный процесс к учащимся с их индивидуальными особенностями.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы в школе, является
методическая работа. Её роль значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать
новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
Педагогический коллектив МБОУ «Густомойская СОШ» насчитывает 21 человек. 18 педагогов имеют высшее педагогическое образование, 1 учитель обучается заочно, 3 имеют среднее специальное педагогическое образование.
1 педагог имеет высшую квалификационную категорию, 5 педагогических работников имеют первую квалификационную категорию.
Имеют награды:
- Почётный работник образования – 3 чел.
- Почётная грамота Министерства образования и науки РФ -1 чел.
- Грамота Губернатора области — 1 чел.
- Грамота и Благодарность Главы района — 18 чел.
- Грамота и Благодарность отдела образования — 18 чел.
В 2016 -2017 учебном году коллектив работал над методической темой:
«Овладение научно обоснованным анализом деятельности учителя и результатов его труда».
Цель методической работы:
непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области определенной науки (учебного предмета) и методики его преподавания.
Основные задачи методической работы:
- Обеспечение роста профессиональной компетентности учителей школы как условие реализации целей развития личности учащегося.
- Совершенствование видов и форм диагностики, прогнозирования и контроля результатов образовательного процесса.
- Стимулирование инициативы и творчества членов педагогического коллектива и активизация его деятельности в научно-исследовательской, поисковой работе.
- Активизация работы по внедрению проектной и исследовательской деятельности, ИКТ в образовательный процесс.
- Спроектировать изменения в урочной деятельности всех педагогов школы, необходимые по внедрению ФГОС ООО.
- Совершенствование системы работы педагогического коллектива по повышению познавательной активности обучающихся и мотивированию на достижение более высоких индивидуальных результатов.
- Формирование положительной мотивации к учебной деятельности через творческую, исследовательскую и проектную деятельность.
- Выявление и поддержка талантливых детей через проведение олимпиад, конкурсов и привлечение внешкольных учреждений к сотрудничеству для развития творческих, интеллектуальных, индивидуальных возможностей учащихся.
- Презентация опыта работы отдельных педагогов и образовательного учреждения в целом на муниципальном и региональном уровне, в профессиональных сообществах в сети Интернет
- Приведение материально-технического обеспечения образовательного процесса в соответствие с современными требованиями.
Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению учащихся, ознакомление учителей с новой педагогической и методическими технологиями, создание условий для освоения практических учебных навыков и самостоятельности посредством активного внедрения технических средств обучения.
При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Формы методической работы:
- Тематические педагогические советы
- Методический совет
- Методические объединения
- Открытые уроки, их анализ
- Предметные недели
- Индивидуальные беседы по организации и проведению уроков
- Работа с молодыми специалистами.
- Организация и контроль курсовой подготовки учителей
- Аттестация.
- Доклады, выступления
- Самообразование, самоотчеты
- Анкетирование
- Административные совещания.
Тематические педсоветы
В течение года на педагогических советах были рассмотрены следующие вопросы:
- Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС НОО и ФГОС ООО.
- Работа со слабоуспевающими учащимися.
- Подготовка к проведению ВПР по учебным предметам, изучаемым на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования.
- Использование инновационных технологий в рамках современного урока.
- Создание специальных условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ (введение ФГОС ОВЗ).
- Развитие профессиональных компетенций педагогов школы как фактор повышения качества образования в соответствии с современными требованиями. (Новые стандарты педагога. Профессиональный рост, требования к современному педагогу).
- Реализация принципов воспитания, изложенных в ФГОС ООО.
- Пути повышения качества образования учащихся.
- Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая образовательного и воспитательного процессов в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.
- Как обеспечить ситуацию успеха на уроке.
На этих педсоветах были рассмотрены вопросы, волнующие каждого учителя. Педагоги обсуждали нормативные документы, локальные акты школы, делились своим опытом в реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО, знакомились с ФГОС ОВЗ. Особое внимание было уделено обсуждению работы со слабоуспевающими детьми, подготовке к ВПР и ОГЭ.
Методические объединения
Все учителя школы объединены в методические объединения по смежным предметам и вовлечены в методическую работу. Каждое ШМО работает над своей темой, тесно связанной с методической темой школы, и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на организацию методической помощи учителю в межкурсовой период. На своих методических заседаниях обсуждают разные вопросы согласно плану работы ШМО.
Планы работы школьных методических объединений составлялись с учетом плана методической работы школы, ситуации, которая сложилась в школе в данный период времени, опыта работы и квалификации учителей, склонностей и интересов педагогов, специфики преподавания определенных предметов.
В 2016-2017 учебном году в школе действовали 4 методических объединения: ШМО учителей гуманитарного цикла, ШМО учителей естественно – математического цикла, ШМО педагогов начальных классов, ШМО классных руководителей.
Все учителя принимали активное участие в работе районных и межшкольных методических объединениях: давали открытые уроки, выступали с сообщениями, докладами, делились своим опытом обучения и воспитания учащихся.
Цели работы методических объединений:
- повышение качества обученности ученика через личностный подход в системе преподавателей;
- повышение профессионализма и мастерства учителя;
- освоение нового содержания образования, новых технологий обучения;
- повышение интереса детей к учёбе через их участие в разнообразной учебной и внеклассной работе;
- реализация преемственности обучения в начальной и основной школах.
В течение учебного года проводились предметные недели математики и физики, русского языка и литературы, биологии и географии, истории и обществознания, физической культуры. Во время этой работы применялись самые разнообразные методы и формы их проведения:
- нестандартные формы проведения уроков (путешествия, конференции, игры)
- конкурсы
- олимпиады
- устные журналы
- викторины
- написание рефератов
- конкурсы газет, зарисовок, кроссвордов
- школьные вечера
В этом учебном году учащиеся школы со 2 по 10 классы принимали активное участие в международном конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок» (25 участников), в общероссийских предметных олимпиадах ООО «Олимпус» и в других дистанционных конкурсах и олимпиадах.
Анализ работы секций.
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год
Методическая работа в школе на современном этапе приобрела особую значимость. От образовательного уровня, квалификации, профессионализма учителя зависит решение задач, стоящих перед начальной школой.
ШМО учителей начальных классов работает над
методической темой:
«Изучение и внедрение современных технологий в учебно — воспитательный процесс с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Повышения качества обучения и формирования здорового образа жизни младшего школьника»
Целью
работы объединения является совершенствование обучения и воспитания младших школьников, в условиях реализации ФГОС НОО через освоение и использование в образовательном процессе современных методик, форм, методов, видов, средств и новых технологий
В 2016-2017 учебном году перед начальной школой поставлены были следующие
задачи:
- совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе внедрения современных педагогических технологий с учётом индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья; усиление внимания к индивидуализации обучения на основе разнообразия программ и государственного стандарта;
- развитие творческой активности учителей, распространение педагогического опыта;
- обеспечение стабильности результатов обучения, прогнозирование итогов на основе анализа работы за год, по четвертям, оказание своевременной помощи слабоуспевающим и неуспевающим ученикам;
- продолжение работы с одарёнными детьми. Обратив внимание на подготовку к олимпиадам, повышать интерес к предметам путем организации внутренней работы;
- усиление психолого-педагогического аспекта для сохранения здоровья учащихся, для пропаганды здорового образа жизни;
- продолжение сотрудничества и взаимопомощи между членами ШМО и членами других ШМО путём взаимопосещения уроков, внеклассных мероприятий;
- всем членам ШМО продолжить работу по самообразованию и повышению квалификационного уровня, расширять сотрудничество с целью поиска новых форм работы, обмена опытом и повышения методического уровня работы ШМО.
Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний учащихся;
- овладение учителями ШМО системой преподавания предметов в соответствии с ФГОС НОО;
- создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
Коллектив учителей начальной школы состоит из 4 человек. Три учителя имеют высшее педагогическое образование и 1 учитель — среднее специальное образование. Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях введения ФГОС НОО.
Учителя начальных классов работают по УМК «Школа России», который соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, позволяет развивать интеллектуальные способности детей, дает возможности для индивидуального выбора дополнительного материала и заданий, готовит ученика «нового типа», внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности и другим людям, способным видеть проблему и решать её самостоятельно, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельное решение.
Школа обеспечена учебниками, учебно-методической литературой для реализации ФГОС НОО.
Работа ШМО строилась на диагностической основе и велась в соответствии с планом работы. Реализация цели и задач ШМО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней, соответствовала нормам СанПиНа, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых.
Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед МО и способствовала решению поставленных задач. Согласно утвержденному плану работы, за год было проведено пять заседаний методического объединения, на которых заслушали выступления учителей ШМО по проблемам обучения и воспитания учащихся.
На протяжении учебного года педагоги делились полученными знаниями и приобретаемым опытом по внедрению ФГОС. Каждый учитель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методического объединения:
- «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках» — Горбачева А.А.
- «Внедрение инновационных современных технологий на уроке и во внеурочное время в начальных классах» — Рязанцева В.Н.
- «Совершенствование навыков чтения младших школьников» — Коняева Л.Н.
- «Развитие творческих способностей учащихся младших классов.» — Жукова Л.В.
- «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры на основе реализации личностно – ориентированного подхода» — Воскова Л.М.
Педагоги начальной школы активно повышают свой профессиональный и теоретический уровень подготовки путем своевременного прохождения курсов повышения квалификации. В этом учебном году Жукова Л.В. прошла курсы повышения квалификации по программе «Проектирование и реализация образовательной деятельности учителей начальных классов в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями».
Большой вклад в повышение качества педагогического труда и уровня педагогической культуры учителя вносит система взаимопосещений и открытых уроков. В течение 2016-2017 учебного года велась работа по обмену опытом среди педагогов начальной школы. Учителями были даны открытые уроки литературного чтения во 2 классе (Коняева Л.Н.), математике в 4 классе (Жукова Л.В.), окружающему миру (Горбачёва А.А.), физизической культуры (Воскова Л.М.).
При проведении открытых уроков использовались новые информационно – коммуникативные технологии. Применялись активные методы обучения, что включало в себя работу в парах и группах, проблемные методы обучения, разнообразные игры; так как игра необходима на начальном этапе обучения, она развивает у детей интерес к обучению, коммуникативные навыки и вызывает у них стремление к получению новых знаний.
Все проведенные уроки и проходили на высоком профессиональном уровне, что свидетельствует об ответственном отношении к их подготовке, проведению и мастерстве педагогов. Создание в классах атмосферы психологического комфорта и поддержки способствовало развитию самооценки учащихся и влияло на успешность обучения.
К сожалению, не все кабинеты начальной школы располагают материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и проведение основных видов деятельности учащихся.
В кабинетах, где осуществляется образовательный процесс по реализации ФГОС НОО, не обеспечивается доступ педагогов и учащихся к глобальной информационной среде.
В течение года проводились проверки: документации, учебного плана по выполнению программного материала, единых требований к ведению рабочих и контрольных тетрадей учащихся, соблюдение графиков контрольных работ и родительских собраний; анализ проведения итоговых контрольных работ, итоги проверки техники чтения на конец года.
По итогам административных контрольных работ можно сделать вывод: наиболее распространённые ошибки по русскому языку — безударные гласные в корне слова, парные согласные на конце слова, пропуск и замена букв. По математике: выбор действия при решении задач, вычислительные ошибки. Существует проблема в формировании орфографической зоркости, в решении составных задач, в выполнении операций над именованными числами.
Не все учащиеся овладели беглым, осознанным, правильным чтением, с соблюдением всех необходимых норм. Необходимо продолжить работу над формированием интереса к чтению и уделять больше внимания отработке навыков чтения обучающихся.
Учителя начальных классов держат под контролем навыки чтения, но число учащихся, читающих ниже нормы, имеет место.
По-прежнему одной из актуальных проблем остается работа родителями, которые мало уделяют внимания чтению ребенка.
Проблема самостоятельного чтения учащимися художественной литературы остается. Поэтому учителям начальных классов, родителям и библиотекарям необходимо активизировать совместную работу по развитию интереса к чтению.
Необходимо вести индивидуальный контроль над уровнем знаний учащихся, усилить индивидуальную работу со слабоуспевающими и одаренными детьми, обратить внимание на раскрытие интересов, склонностей и способностей учащихся с целью выявления самостоятельного творчества каждой личности; также на формирование читательских умений и интереса к изучению художественной литературы.
С целью осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС НОО и выявления уровня подготовки школьников, завершающих обучение в начальной школе, в этом учебном году проводилась Всероссийская проверочная работа. Классный руководитель 4 класса Жукова Л.В.. приложила немало усилий для того, чтобы подготовить учащихся к этому новому виду работы, с которым справились все четвероклассники нашей школы.
Учащиеся начальной школы являются активными участниками дистанционных олимпиад. Работа учителей с учащимися не ограничивалась только классно — урочной системой работы. Учащиеся начальной школы активно вовлекались во все внеклассные мероприятия школы, что способствовало развитию познавательных интересов и способностей учащихся, творческих способностей, положительного отношения к школе, сохранению здоровья участников образовательных отношений.
С 14 ноября по 4 декабря 2016 года в МБОУ «Густомойская СОШ» проводилась неделя начальных классов.
Предметная неделя является одной из форм развития познавательной активности обучающихся, а участие в предметной неделе дает возможность младшему школьнику проявить свои интеллектуальные и физические способности. Педагоги нашей школы твёрдо убеждены, что обучение может быть успешным если ребёнку интересно учиться.
В работе недели приняли участие все учителя и ученики начальной школы.
Цель проведения недели:
обеспечение повышения мотивации и познавательного интереса посредством новых приёмов и форм организации внеурочной деятельности; воспитание интереса к изучению предметов; развитие познавательных способностей обучающихся.
Все учителя в ходе предметной недели проявили хорошие организаторские способности, создали творческую атмосферу. Учащиеся показали хорошие знания предметных ЗУН, умения применять знания в разных ситуациях, взаимовыручку, неординарное решение трудных вопросов.
14 ноября учащиеся на линейке были ознакомлены с планом проведения недели.
Во вторник, 15 ноября Горбачевой А.А. была проведена игра «Литературный ринг», в которой приняли участие ученики всей начальной школы. Для ребят были подготовлены интересные вопросы и задания по литературному чтению. Игра сопровождалась красочной презентацией. Проведённое мероприятие не только способствовало воспитанию любви и интереса к чтению, но и учило ребят сотрудничать, оценивать не только свои результаты, но и результаты товарищей.
17 ноября, в четверг, Рязанцева В.Н. провела с учащимися игру-конкурс
«Грамматический чай». Все ребята начальных классов разделились на две команды, придумали себе название и выбрали капитанов команд. Вопросы и задания, подобранные Верой Николаевной, способствовали проявлению умственных способностей учащихся. Задания были продуманы таким образом, что и первоклассникам не было скучно. Они принимали активное участие в выполнении заданий. На протяжении всей игры применялись мультимедийные средства обучения и воспитания, присутствовала атмосфера доброжелательности, активности, творчества. Дети проявили умение работать в команде.
22 ноября Коняева Л.Н. провела конкурс весёлых математиков. Целью этого конкурса было создание благоприятных условий для развития каждой личности, способной к достижению результативности в интеллектуальном труде, воспитания у детей чуткости по отношению друг к другу в условиях работы в команде. Интересные вопросы и задания для команд «Знайки» и «Умейки» сопровождались презентацией.
24 ноября, в четверг, Жукова Л.В. провела час общения «Будь природе другом». Цель данного мероприятия: расширение знаний учащихся о живой природе, воспитание бережного отношения к ней. Дети активно участвовали в викторине о грибах, растениях и животных. Все задания были даны с учётом познавательных интересов учащихся и способствовали развитию мышления, памяти и повышению мотивации к изучению окружающего мира. Приподнятая атмосфера царила на протяжении всего мероприятия.
С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышения уровня их физической подготовленности и укрепления здоровья, отвлечения от негативных явлений современной жизни 1 декабря Воскова Л.М. провела с учащимися начальных классов игру «Пионербол». Все дети приняли активное участие в игре, стремились к победе. Равнодушных не было. Детям было интересно и весело.
В последний день недели начальных классов Рязанцева В.Н. провела праздник посвящения первоклассников в школьники «Мы теперь не просто дети, а за школу мы в ответе».
Учителями начальных классов в течение учебного года была организована работа по сохранению и укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни. С детьми проводились беседы и практические занятия по соблюдению правил личной гигиены. Физкультминутки на уроках, динамические паузы для первоклассников, три урока физической культуры способствуют укреплению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность в 1 – 4 классах организовывалась по следующим направлениям развития личности ребенка: духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Организация занятий по данным направлениям во внеурочное время была неотъемлемой частью образовательного процесса.
Горбачева А.А. вместе с учащимися 3 класса приняла участие в сетевом проекте «Святые Покровители Земли Русской», а затем познакомила с данным проектом учителей и учащихся школы, представив их вниманию материалы данной работы. Данная работа представляла собой сетевой проект, для выполнения которого использовались информационные ресурсы Интернета, а также материала по итогам посещения Михайловского Храма с. Густомой. Он был направлен на развитие у школьников коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования и работы в команде, повышение уровня владения информационными технологиями, способствовал достижению метапредметных результатов обучения, развитию познавательной активности у учащихся.
Современные методы и технологии обучения активно внедрялись педагогами в течение учебного года. Обучение проектной деятельности учащихся осуществлялось педагогами, как в учебных, так и во внеучебных видах проектов, отображенные в рабочих программах.
В конце мая проводилась школьная конференция по защите учебных проектов. В работе конференции приняли активное участие все учащиеся начальной школы. Учащиеся каждого класса представили свой проект и рассказали о ходе работы над ним. Эта работа способствовала развитию творческого потенциала учащихся, сплочению классного коллектива.
Вывод по работе ШМО.
Проанализировав работу методического объединения, следует отметить, что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию навыков творческой научно-исследовательской деятельности учащихся; внедрению и освоению учащимися информационно – компьютерных технологий; формированию универсальных учебных действий у учащихся.
С целью расширения и углубления профессионально — методических знаний и умений, занимаются самообразованием, совершенствованием уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы.
Индивидуальные занятия по школьным дисциплинам нацелены на отработку базовых знаний, а также расширение и углубление знаний учащихся за счет внедрения материала повышенной сложности.
Таким образом, анализ работы методического объединения показал, что запланированный план работы МО практически выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов.
В коллективе в течение года царила атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки. Педагоги адекватно реагировали на критику, прислушивались к советам коллег, делились опытом. Добрые взаимоотношения, товарищеская помощь, самоуправление дают положительные результаты в работе.
Работа ШМО имеет положительный отзыв у учителей, родителей начальной школы. ШМО создает хорошие условия для развития обучающихся. Считаем, что для развития всесторонне развитой, здоровой личности в начальном звене были созданы все условия. Каждый ребёнок мог проявить себя в той области, которая была интересна ему и доступна.
Документация ШМО учителей начальных классов ведется полностью в соответствии с Положением о методическом объединении. Задачи, поставленные перед ШМО, реализованы. Методическая работа позволила выявить затруднения учителей, положительные и отрицательные моменты.
Анализ работы школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла за 2016-2017 учебный год
В 2016-2017 учебном году ШМО учителей гуманитарного цикла работало над
методической темой
«Системно-деятельностный подход в обучении предметам гуманитарного цикла в реализации основных направлений ФГОС».
В ШМО работало 5 учителей (русского языка и литературы, истории и обществознания, английского языка).
Учителя работали над темами самообразования, изучали теорию по методической теме, отчитывались по темам самообразования, выступая с докладами на заседаниях ШМО. Работа над темой также осуществлялась учителями через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, через повышение мотивации к обучению у учащихся, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.
При планировании методической работы ШМО старалось отбирать формы, которые помогли бы решать задачи и проблемы в обучении по предметам гуманитарного цикла.
Формы методической работы:
- Заседания ШМО (см. протоколы)
- Работа учителей над темами самообразования
- Открытые уроки и их анализ
- Взаимопосещение и анализ уроков
- Внеклассная работа по предметам
Были поставлены следующие цели:
- обеспечение методических условий для эффективного внедрения ФГОС ООО, подготовка учителей к работе по стандартам второго поколения;
- сосредоточение основных усилий членов ШМО на совершенствование системы повторения, отработке навыков тестирования и подготовке учащихся к итоговой аттестации.
Задачи:
- изучение нормативно-правовой, методической базы по введению ФГОС ООО;
- повышение профессиональной квалификации учителей ШМО;
- содействие раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий;
- продолжение работы по формированию ключевых компетенций учащихся в процессе обучения.
Все учителя работали в 2016-2017 учебном году по учебно-методическим комплектам, входящим в Федеральный перечень учебников и допущенными Министерством образования РФ.
За отчетный период было проведено 5 плановых заседаний, обсуждались современные технологии, обобщался опыт педагогов, что играет положительную роль в повышении педагогического мастерства учителя. На заседаниях методического объединения поднимались следующие вопросы:
- Обсуждение и утверждение плана работы ШМО на новый учебный год; утверждение рабочих программ учителей
- Проведение предметной недели, проведение внеклассной работы по предмету.
- Система работы с одаренными учащимися: подготовка к проведению школьного и муниципального туров олимпиад.
- Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая образовательного и воспитательного процессов в условиях реализации ФГОС ООО.
- Учебно-исследовательская деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации учебной деятельности.
- Обсуждение требований к ведению тетрадей, прочей документации.
Также на заседаниях обсуждались результаты диагностических работ по русскому языку в 5-м ,6-м, 7-м, 8-м, 10-м классах. Был обсужден принципы преемственности обучения в начальной и средней школе, рассмотрены наиболее сложные вопросы теории и практики по предмету.
Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, проведение открытых уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.
Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы.
Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, уроки развития речи (русский язык и литература), уроки внеклассного чтения (литература). Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям ФГОСов.
Весь программный материал был изучен в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками.
В 2016-2017 г. учителя ШМО работали над совершенствованием кабинетов. Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов. Разработана единая форма паспорта кабинета, включающая систематизацию накопленного материала.
Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, некоторые из них выполнены с использованием ИКТ в форме игр, презентаций. Собрано большое количество презентаций к урокам. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал, репродукции картин, портреты, карточки для индивидуальной работы, словари (толковые, орфографические, лингвистические, фразеологические и др.), хрестоматии, справочники. Преподаватели занимаются разработкой учебных программ по предметам гуманитарного цикла для элективных курсов и курсов по выбору.
В 2017-2018 учебном году необходимо продолжить активную работу по развитию учебно-методической базы кабинетов.
За отчетный период было проведено 5 плановых заседаний. Здесь, как правило, обсуждались современные технологии, обобщались опыты педагогов, что играет положительную роль в повышении педагогического мастерства учителя. На методических объединениях поднимались следующие вопросы:
1.Обсуждение и утверждение плана работы ШМО на новый учебный год; утверждение рабочих программ учителей.
- О готовности к участию во Всероссийском конкурсе сочинений.
3.Использование активных методов обучения при формировании коммуникативной, информационной и социокультурной компетенций на уроках по предметам гуманитарного цикла.
- Проведение предметной недели, проведение внеклассной работы по предмету.
- Система работы с одаренными учащимися: подготовка к проведению школьного и муниципального туров олимпиад, участие в интеллектуальных играх («Русский медвежонок», «Олимпус»), участие во Всероссийском конкурсе «Живая классика».
- Использование новых технологий на уроках. Изучение современных тенденций и возможность внедрения.
- Обсуждение требований к ведению тетрадей, прочей документации. Оказание методической помощи малоопытным учителям, наставничество, изучение и распространение педагогического опыта
- Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла за год
Также на заседаниях обсуждались сложные теоретические вопросы, подводились итоги предметной недели и т. д.
Вывод: вынесенные вопросы на заседаниях ШМО соответствовали цели и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.
В работу ШМО усиленно внедряются инновационные технологии, в частности, информационные и мультимедийные. На сегодняшний день учителями ШМО разработано немало внеклассных мероприятий и уроков по предметам цикла с использованием ИКТ.
Учителя находят учебные материалы в Интернете, используют информационно-коммуникационные технологии для мониторинга развития учеников, для тестирования. При этом эффективно используют информационно-коммуникационные технологии для разработки и проведения уроков.
Дальнейшая деятельность учителей в рамках создания единого информационно-образовательного пространства обеспечит качественные изменения в организации и содержании образовательного процесса, а также в характере результатов обучения. Поэтому работу в данном направлении необходимо развивать и совершенствовать.
Использование инновационных технологий помогает учителям-предметникам найти индивидуальный подход к каждому ученику, дифференцированно оценивать знания ребят, поощрять и поддерживать их творчество, развивать их интеллект.
Вывод: с целью повышения качества усвоения учебного материала учителя предметники стремятся шире использовать потенциал учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке: используют дифференцированный подход в процессе изложения нового материала; совершенствуют имеющиеся в методическом арсенале учителя приемы, методы работы по формированию учебно-познавательной деятельности учащихся.
Учащиеся школы были вовлечены во внеклассные мероприятия. С целью развития познавательного интереса к русскому языку и литературе, истории и обществознанию, английскому языку и через внеурочные формы работы, развитие ключевых компетенций, воспитание у учащихся нравственной культуры и патриотизма была проведена неделя гуманитарных наук. Каждый учащийся школы стал активным участником всех событий недели, попробовал себя в разных ролях и видах деятельности. Формы взаимодействия в процессе проведения недели были разнообразны: викторины, конкурсы, интеллектуально-познавательные игры, литературный вечер, тематические линейки.
Предметная неделя была проведена в указанные сроки, согласно утверждённому плану. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности детей. Каждое мероприятие было нацелено на реализацию поставленных задач, было хорошо организовано и проведено на должном методическом уровне
Внеклассные общешкольные мероприятия:
Вечер бардовской песни
Игра-викторина «Welcome to the Knowledge Land»
Виртуальная экскурсия «Великие полководцы»
В течение учебного года учителя-предметники вели элективные курсы: «Человек. Общество. Государство», «Трудные вопросы орфографии» (10 класс), факультативные курсы по ОПК (8,10 классы).
Таким образом, внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов.
В будущем учебном году внеклассная работа среди учащихся будет продолжена. В 2017-2018 году всем учителям-предметникам следует обратить пристальное внимание на подготовку учащихся к олимпиадам и вести целенаправленную работу с конкретными учениками.
С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам гуманитарного цикла, по итогам которых победители приняли участие в районном туре предметных олимпиад, во Всероссийском конкурсе сочинений, в конкурсе сочинений «Моя семья», во Всероссийском конкурсе «Живая классика», учащиеся приняли активное участие в интеллектуальных играх-олимпиадах «Русский медвежонок», «Олимпус».
Анализ итогов работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены. Но в работе ШМО учителей гуманитарного цикла существуют недостатки. Так выявлено, не на должном налажена система работы со способными и слабоуспевающими детьми. Индивидуально-групповые занятия используются в основном для отработки и тренировки ранее полученных знаний и умений.
Анализируя работу ШМО, хотелось бы дать следующие рекомендации по работе в следующем учебном году:
- конкретнее планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта;
- планировать проектную и исследовательскую деятельность индивидуально или совместно с учащимися;
- уделять особое внимание внеклассной работе по предметам.
Показателями успешной работы членов ШМО гуманитарного цикла можно считать:
- Сохранение положительной мотивации учащихся.
- Результаты инновационной деятельности педагогов.
- Системный подход к анализу и планированию своей деятельности.
- Использование различных видов проверочных работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся.
- Методические умения педагогов по применению инновационных технологий.
- Среди членов ШМО систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов.
- Активно ведется работа над темами самообразования.
- Члены ШМО понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы.
- Все заседания ШМО проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится мониторинг качества знаний учащихся.
Работу учителей в 2016-2017 учебном году можно признать удовлетворительной.
Анализ работы школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла за 2016- 2017 учебный год.
В 2016-2017 учебном году в ШМО учителей естественно-математического цикла работало 5 учителей, 3 учителя с первой квалификационной категорией (Несинова М.В., Ветчинов Н.В., Сычева А.В.), 1 учитель с высшей категорией (Семикина Е.И.) и 1 учитель на соответствии занимаемой должности (Парфинович К.Б.)
Все учителя работали по утвержденным Министерством образования программам и рекомендованным учебно-методическим комплектам.
В распоряжении учителей естественно-математического цикла имеются 4 специально оборудованных кабинета: физики, химии и биологии, математики и информатики. Данные кабинеты оснащены в соответствии со своим профилем: имеются информационные стенды, наглядные пособия, учебная и дополнительная литература по предмету, компьютеры и проекторы.
В 2016-2017 учебном году ШМО продолжило работу над
проблемой:
«Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС»
Для решения данной проблемы были поставлены следующие
цели:
- Формирование инновационного образовательного комплекса, ориентированного на раскрытие творческого потенциала участников образовательного процесса в системе непрерывного развивающего и развивающегося образования.
2.Развитие естественно – математических способностей учащихся путем осуществления дифференцированного обучения на уроках предметов естественно-математического цикла и во внеурочное время.
- Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области учебных предметов и методики их преподавания.
Задачи ШМО
:
1.Внедрение инновационных программ и технологий для повышения качества обучения.
2.Развитие творческих способностей учащихся. Повышение интереса к изучению предметов естественно-математического цикла.
- Организация сотрудничества с образовательными учреждениями муниципалитета по сопровождению одаренных детей.
- Продолжение систематизации программного и научно-методического обеспечения учебных программ по предметам для обеспечения качества образования учащихся.
- Продолжение работы по предупреждению отклонений в освоении учащимися обязательного минимума содержания образования по предметам.
- Вести планомерную работу по преемственности в обучении в целях перехода на ФГОС
- Совершенствовать открытые уроки как важнейшее направление повышения качества учебно-воспитательного процесса.
8.Осуществлять взаимопосещение уроков, совершенствуя аналитическую деятельность.
9.Проводить мониторинг педагогической деятельности учителя с целью повышения качества и эффективности образовательного процесса.
Но основной задачей ШМО учителей естественно-математического цикла является оказание помощи учителям в совершенствовании педагогического мастерства. В связи с этим на заседаниях обсуждались следующие вопросы:
- Утверждение плана методической работы на текущий учебный год.
- Утверждение тем по самообразованию.
- Работа с образовательными стандартами и нормативно-правовой базой.
- Согласование рабочих программ и календарно-тематических планов.
- Методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
- Методы работы с высокомотивированными учащимися.
- Методы работы с учащимися «группы риска».
- Формы и методы промежуточного и итогового контроля.
- Новые технологии и проблемы их внедрения в практику.
- Итоговая аттестация учащихся.
- Проведение экзамена в форме ОГЭ.
- Обсуждение результатов мониторинга результатов образовательной деятельности обучающихся.
На заседаниях методического объединения рассматривали вопросы, связанные с изучением и применением новых технологий, большое внимание уделяли вопросам здоровьесбережения учащихся, рассматривали тексты и задания контрольных работ, КИМы и другие учебно-методические материалы. Проводился анализ контрольных работ, намечались пути по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся.
В соответствии с планом работы ШМО были даны открытые уроки и внеклассные мероприятия:
- Несинова М.В.:
— «Фотосинтез. Воздушное питание», урок биологии в 6 классе(январь)
— Ролевая игра «Экономия начинается с лампочки» для 4-10 классов (декабрь)
– Игра «Один против всех» для 5-10 классов (апрель)
— Игра «Своя игра естествознание» в 5-6 классах (апрель)
— Акция «Покормите птиц зимой» 1-10 классы
— Акция «Лучший экологический плакат» 1-10 классы (апрель)
— Праздничное мероприятие ко Дню Земли «Цветущая Земля – процветающая Россия» 1-10 классы (апрель)
— Всероссийский школьный экологический диктант 6-10 классы (апрель)
- Сычева А.В.:
— Устный журнал «Тайны математики»
- Парфинович К.Б.
— мероприятия в рамках недели информатики
— открытый урок «Метод интервалов»
— интеллектуальная игра «Слабое звено» для учащихся 5-9 классов
- Ветчинов Н.В.
— внеклассные мероприятия в рамках недели биологии и недели географии
— открытый урок в 8 классе «Климат Курской области»
- Семикина Е.И.
— мероприятия в рамках недели физики
При проведении открытых уроков использовались новые информационно – коммуникативные технологии. Применялись активные методы обучения, что включало в себя работу в парах и группах, проблемные методы обучения, разнообразные исследовательские технологии; так как исследование развивает у детей интерес к обучению, коммуникативные навыки и вызывает у них стремление к получению новых знаний.
Все проведенные уроки и проходили на высоком профессиональном уровне, что свидетельствует об ответственном отношении к их подготовке, проведению и мастерстве педагогов. Создание в классах атмосферы психологического комфорта и поддержки способствовало развитию самооценки учащихся и влияло на успешность обучения.
На заседаниях учителя делились с коллегами своими находками, уделяя особое внимание своей теме самообразования, проводили самоанализ своей деятельности:
«Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися на уроках химии и биологии» — Несинова М.В.
«Инновационные технологии обучения – обеспечение собственной активности познавательной деятельности школьников» — Сычева А.В.
«Личностно-ориентированный подход в обучении математики» — Парфинович К.Б.
«Развитие познавательной активности у учащихся на уроках географии» — Ветчинов Н.В.
«Поисково-исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики» — Семикина Е.И.
В течение года члены ШМО делились опытом работы и обобщали опыт работы на других уровнях.
На секции РМО учителей химии и биологии выступала Несинова М.В. («Рефлексия обучающихся на уроках биологии»).
Проводилась работа по овладению учителями современными методиками и технологиями обучения.
Уделялось внимание формированию у учащихся навыков творческой исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию образовательной среды. Проведены школьные олимпиады по предметам естественно-математического цикла, предметные недели.
В течение учебного года учителя и учащиеся принимали активное участие в различных конкурсах, олимпиадах и занимали призовые места.
Учащиеся являются активными участниками дистанционных олимпиад «Олимпус» (математика, биология), «Кенгуру», Международных дистанционных олимпиадах проекта «Инфоурок» (математика, биология) и др.
В этом учебном году проводилась Всероссийская проверочная работа по математике, биологии. Учитель математики (Сычева А.В.) и учитель биологии (Несинова М.В.) приложили немало усилий для того, чтобы подготовить учащихся к этому новому виду работы, с которым справились все пятиклассники нашей школы.
В 9 классах проходила итоговая государственная аттестация в форме ОГЭ.
Ф.И./предмет | Математика | Биология | География |
Матвиенко В. | 5 | 5 | — |
Суглобова И. | 4 | — | 3 |
Учащиеся 9 классов достойно справились с выпускными экзаменами, показав хорошие результаты знаний, умений, навыков.
Внеурочная деятельность в 5-6 классах организовывалась по математике, биологии, географии – общеинтеллектуальное направление. Организация занятий по данным дисциплинам во внеурочное время была неотъемлемой частью образовательного процесса.
Современные методы и технологии обучения активно внедрялись педагогами в течение учебного года. Обучение проектной деятельности учащихся осуществлялось педагогами, как в учебных, так и во внеучебных видах проектов, отображенные в рабочих программах. 29 мая проходила конференция по защите ученических проектов, на которой учащиеся представили свои индивидуальные и групповые проекты:
- Групповой проект 8 класса «Нестандартные приемы решения квадратных уравнений» — руководитель Сычева А.В.
- Групповой проект 5 класса «История геометрических инструментов» — руководитель Парфинович К.Б.
- Групповой проект 6 класса «Изготовление чернил из дубовых галл» — руководитель Несинова М.В.
Учащимися 6 класса вместе с классным руководителем Несиновой М.В. приняли участие в сетевом проекте «Святые покровители земли русской». 6 класс стал победителем в номинации «За глубину раскрытия образа святых Земли Русской». На конференции познакомили с данным проектом учителей и учащихся школы, представив их вниманию материалы данной работы. Данная работа представляла собой сетевой проект, для выполнения которого использовались информационные ресурсы Интернета. Он был направлен на развитие у школьников коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования и работы в команде, повышение уровня владения информационными технологиями, способствовал достижению метапредметных результатов обучения, развитию познавательной активности у обучающихся.
Таким образом, проанализировав работу МО, можно отметить, что методическая тема соответствуют основным задачам, стоящим перед школой; тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед учителями; заседания подготовлены и продуманы; выступления и выводы основывались на анализе, практических результатах, позволяющим сделать серьезные методические обобщения.
Заседания МО проводились по плану, все педагоги участвовали в работе. Протоколы заседаний МО ведутся и хранятся. В основном поставленные задачи на 2016-2017 учебный год выполнены. Методическая работа проводилась в системе и была направлена на повышение качества знаний, развитие познавательных и творческих способностей каждого ученика и учителя. Возросла творческая активность учителей.
Но, несмотря на все вышесказанное, в работе МО остаются проблемы, решать которые предстоит в следующем учебном году. Это более активное проведение открытых уроков, повышение эффективности отдельных этапов урока, обмен опытом, приносящий практическую помощь, обогащение опыта каждого учителя.
Выводы и рекомендации:
- Работа учителей ШМО естественно – математического цикла вышла на более высокий уровень: педагоги ШМО учителей естественно – математического цикла размещают методические материалы на различных сайтах в сети Интернет, активно проводится обмен опытом на муниципальном уровне.
- Все учителя активно используют ИКТ, новые технологии в обучении на своих уроках, работают творчески, используют личностно – ориентированный подход в обучении.
- Усилить работу с одаренными детьми
- Соблюдать график проведения открытых уроков по предметам.
- Продолжить взаимопосещение уроков с целью обмена опытом.
- Выявлять, обобщать и распространять положительный опыт творчески работающих учителей.
Анализ работы школьного методического объединения классных руководителей за 2016-2017 учебный год
Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.
Классные руководители – самая значимая категория организаторов воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Школьное методическое объединение классных руководителей играет ведущую роль в совершенствовании и обновлении педагогического процесса в школе, способствует сплочению коллектива, сохранению и развитию традиций школы, стимулирует инициативу и творчество педагогов, активизирует их деятельность в научно-исследовательской и поисковой работе, выявляет и предупреждает недостатки, затруднения и перегрузки в работе.
Работа ШМО классных руководителей в 2016-2017 учебном году проводилась по составленному и утвержденному в начале учебного года плану и была подчинена методической теме школы: «Воспитание духовно-нравственной, эстетически развитой личности школьника»
В связи с этим были поставлены цели
:
- Формирование профессиональной компетентности классного руководителя в воспитательной системе школы.
- Совершенствование и повышение эффективности воспитательной работы в школе с целью формирования гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.
Руководствуясь целью непрерывного совершенствования форм и методов работы классного руководителя в воспитательном процессе, МО было ориентировано на решение следующих ключевых задач:
- Повышение уровня методической подготовленности и совершенствование методики проведения классных часов и внеклассных мероприятий.
- Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы в классных коллективах.
- Обобщение, систематизация и распространение опыта работы классных руководителей, создание банка педагогических идей.
- Организация условий здоровьесбережения для успешного обучения и воспитания учащихся.
- Повышение уровня воспитанности учащихся.
Методическое объединение классных руководителей в 2016-2017 учебном году включало 9 человек. Среди них три педагога имеют 1 квалификационную категорию, 5 классных руководителей – соответствие занимаемой должности. У 8 учителей высшее образование, у 1 – среднее профессиональное.
Одним из направлений повышения качества образования является совершенствование мастерства классного руководителя через самообразовательную деятельность. Темы самообразования классных руководителей обсуждались на первом заседании МО.
Темы самообразования
1. | «Игра как средство воспитания, обучения и развития личности» | Рязанцева В.Н. |
2. | Воспитание культуры поведения у младших школьников | Коняева Л.Н. |
3. | Ориентация младших школьников на нравственные ценности | Горбачева А. А. |
4. | Классный час как основная форма воспитательной работы с классом» | Жукова Л.В. |
5. | Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся как путь к возрождению национального самосознания | Суглобова Е.Н. |
6. | Личностно – ориентированный подход в системе воспитания | Несинова М. В. |
7. | Нравственное воспитание- основа духовного развития человека | Горченко И. В. |
8. | Формирование у обучающихся здорового образа жизни | Восков А. А. |
9. | Профориентация старшеклассников | Холмакова А. В. |
В 2016-2017 учебном году было запланировано 6 заседаний, которые прошли в указанные сроки при достаточно высокой активности классных руководителей. На заседаниях были рассмотрены такие вопросы:
1.Самообразование педагогов – одно из условий успеха в организации воспитательной работы с учащимися.
2.Влияние библиотеки на учебно-воспитательный процесс и самообразование учащихся и педагогов.
3.Результативность взаимопосещений как одна из форм обогащения классных руководителей позитивным опытом работы.
- Работа классного руководителя по созданию условий для саморазвития и реализации личности учащихся.
- Организация системы отношений в классе через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива.
- Организация психолого- педагогической поддержки родителей как одно из направлений работы классного руководителя.
- Индивидуальная работа с родителями. Эффективные методы ее организации.
Классными руководителями были подготовлены выступления о новых технологиях в работе классного руководителя, давались рекомендации о формах проведения родительских собраний, о методах работы с семьями учащихся, знакомились с вопросами классного руководства кконтексте национального проекта «Образование».
В 2016-2017 учебном году классные руководители проводили воспитательную работу в классах, руководствуясь программой воспитания и социализации учащихся, которая направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни и решение актуальных задач.
Работа по реализации воспитательных задач осуществлялась по единому общешкольному плану воспитательной работы, на основе которого были составлены планы воспитательной работы классных руководителей, включающие следующие направления:
- Духовно-нравственное – воспитание чувства гордости за своё Отечество, за свою малую родину, усвоение общечеловеческих ценностей, бережное отношение к окружающей среде и людям, передача детям принципов человеческого общежития.
- Гражданско-патриотическое – развитие чувства патриотизма, ознакомление детей с правовыми нормами поведения, повышение правовой культуры учащихся.
- Эстетическое – развитие эстетического вкуса школьников, привитие навыков культуры поведения, общения, речи.
- Воспитание ЗОЖ- воспитание чувства ответственности за своё здоровье, пропаганда здорового образа жизни.
- Экологическое – воспитание экологической культуры.
- Трудовое – привитие интереса к труду.
- КТД (досуг) – создание условий для реализации творческих способностей школьников, развитие инициативы.
- Работа с родителями – тесное сотрудничество с семьями учащихся, оказание педагогической помощи родителям.
По данным направлениям были проведены общешкольные и классные воспитательные мероприятия.
Анализ работы классных руководителей показал, что работа каждого классного руководителя направлена на реализацию социально значимых задач. Классные руководители, моделируя воспитательную систему класса, стараются скорректировать свою деятельность таким образом, чтобы все направления воспитательной работы были охвачены в полном объеме. Классные руководители умело определяют перспективы жизнедеятельности своих классных коллективов, уделяют большое внимание укреплению межличностных отношений, выращивают и берегут традиции классов. Особое место в жизни классного коллектива занимает классный час-форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого поднимаются и решаются важные моральные, нравственные и этические проблемы.
Классные руководители нашей школы создают условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
Классные руководители выбирали многообразные формы работы, развивающие творчество, нетерпимое отношение к вредным привычкам; толерантность, патриотизм, самостоятельность, трудолюбие, экологическую культуру, культуру здорового и безопасного образа жизни и разумное использование сети Интернет.
С помощью различных форм внеклассной воспитательной работы (конкурсы, викторины, дискуссии, марафоны, экскурсии, праздники, конференции, часы общения, тренинги и т.д.) классные руководители формируют познавательный интерес у учащихся, любовь и уважение, умение видеть прекрасное, быть нужным людям, быть интересной, творческой, интеллектуальной личностью.
Классные руководители вели большую профилактическую работу. В течение года эта деятельность проводилась как с учащимися, так и с их родителями. Например, проводились беседы по вопросам профилактики употребления наркотиков «Как уберечь ребенка от наркотиков. Диалог между родителями и детьми», беседа «Виды правонарушений несовершеннолетних и ответственность за них», «Культура здоровья: образовательное пространство и социальное окружение.», «Курение-дань моде, привычка или болезнь», акция «Мы за здоровый образ жизни» и др.
В школе стало хорошей традицией проведение мероприятий, посвященных Дню Учителя, Дню Матери, Новому году, 8 Марта, 23 февраля. Все они проходили на высоком уровне с привлечением родителей.
Уже который год в школе проходит посвящение в первоклассники с участием всех школьников младших классов, посвящение в химики учеников восьмого класса.
В целях формирования и развития у детей мотивации на здоровый образ жизни, привлечения внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей были проведены тематические классные часы по формированию здорового образа жизни (по планам классных руководителей), веселые старты, проводился месячник «За здоровый образ жизни», сдача норм «ГТО», игра «Зарница» и другие мероприятия. Охвачены данными мероприятиями были все классы.
Большое значение классные руководители уделяли патриотическому воспитанию (просмотр и обсуждение видеоматериалов о героических страницах истории России, изучение государственной символики «Государственные символы России: история и современность», «Примером сильны и сердцем отважны» — патриотическая викторина и т. д. )Уже стало традицией проводить общешкольную линейку, посвященную дню освобождения села, митинг, посвященный Дню Победы (второй год организован Бессмертный полк), возлагать цветы к Братским могилам. Эмоционально проходили Уроки мужества.
В течение года классные руководители старались привлечь учащихся к общественно- полезной деятельности, потому что на ребят положительно воздействует совместная работа, особенно любой труд. Это разные виды работ в школе, от дежурства в классах до благоустройства территории. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника, способствует приобретению знаний, возникновению познавательных интересов. Труд помогает школьникам в выборе будущей профессии.
Много было проведено занятий со старшеклассниками по подготовке к экзаменам и по профориентации (Рекламный проспект. Встречи с представителями учебных заведений района и области (9-10 классы), устный журнал «Профессии, которые мы выбираем», диспут «Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труду» и т.д.).
Все классные руководители систематически проводили целенаправленную работу с родителями учащихся в форме родительских лекториев, круглых столов, диспутов и дискуссий; проводили анкетирование среди родителей и привлекали их к организации и проведению воспитательных мероприятий в классах.
Кроме этого проводились индивидуальные консультации, встречи с учителями-предметниками.
ШМО заинтересовано в том, чтобы классные руководители были компетентными, профессиональными мастерами своего дела, знали и применяли в своей работе различные технологии. С этой целью создана методическая копилка. Каждый классный руководитель может найти в ней нужную информацию: памятки, опросники, разработки классных часов.
Воспитывать — значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью. Это знает каждый из МО. Именно поэтому школьная жизнь каждого классного коллектива интересна и полна событий.
Подводя итоги работы МО классных руководителей можно сделать вывод, что задачи, поставленные перед членами МО, решались всеми классными руководителями, все проявили себя инициативными, заинтересованными людьми. Каждый знает, что успех возможен благодаря реализации принципа педагогической поддержки. А это значит: верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.
Работу ШМО классных руководителей в 2016-2017 учебном году считать удовлетворительной.
Исходя из вышесказанного, в 2017-2018 учебном году МО классных руководителей необходимо продолжить решение следующих задач:
- Совершенствовать навыки педагогического мастерства.
- Формировать единые принципиальные подходы к воспитанию и социализации личности ученика.
- Находить и использовать в работе новые современные подходы к воспитательной работе.
- Помогать молодым классным руководителям.
- Пополнять методическую копилку новыми разработками и проектами.
- Активнее обобщать опыт творчески работающих классных руководителей.
Все методические объединения работали удовлетворительно, каждым из них проведено по 5-6 заседаний, на которых рассматривались как теоретические вопросы, так и практические, связанные с темой школы, с практикой обучения и воспитания школьников. На заседаниях ШМО обсуждались вопросы взаимопосещения уроков, проводились обзоры новинок методической литературы, заслушивались отчёты учителей по работе над методической темой.
Для реализации поставленной методической цели каждый учитель определился с методической темой, над которой работает, углубляя знания по ней и практически совершенствуя новые формы и методы работы. Все большее распространение получают информационные технологии при обучении различным предметам (учителя начальных классов, истории и обществознания, физики, математики, русского языка и литературы, биологии и экологии, иностранных языков) с использованием имеющихся в школе электронных носителей и интернет – ресурсов.
В связи с новыми формами итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) ШМО было принято решение осваивать новые подходы в контрольно-диагностической деятельности учителя. Были рассмотрены и обсуждены демонстрационные варианты экзаменов по предметам в 9 классе по новой форме, проведены пробные экзамены, проанализированы итоги прошлогодней государственной итоговой аттестации выпускников.
Активно стали использоваться учителями тесты в качестве не только итоговых экзаменов, но и как форма проверки знаний по определённой теме, как форма обобщения материала. Контрольно-диагностическая деятельность позволяет реализовать личностно ориентированный принцип обучения. Большая часть педагогов обобщают и распространяют опыт своей работы, размещая материалы педагогической деятельности на сайтах педагогических обществ. Многие учителя открыли свои странички в Интернете, где они делятся секретами своего мастерства с педагогами страны.
КПК и переподготовка учителей
Курсовая подготовка – один из важных компонентов методической работы, способствующая повышению методического мастерства учителей. В 2016-2017 учебном году курсы повышения квалификации прошли 2 учителя (Жукова Л.Н. и Коняева Л.Н.), 2 учителя закончили годичные курсы профессиональной переподготовки в КГУ (Парфинович К.Б. — учитель физики и Воскова Л.М. — учитель физической культуры), 1 учитель поступил в КГУ на годичные курсы профессиональной переподготовки (Горбачева А.А. — программа «Менеджмент в образовании»).
В школе продолжается работа по отслеживанию результативности труда учителя, проводятся различные мониторинговые исследования, срезы. В этих исследованиях отражены многие сферы деятельности учителя: его участие в педагогических советах, выступления на заседаниях ШМО, открытые уроки, внеклассная работа по предмету и работа в качестве классного руководителя, использование ИКТ технологий, уровень владения Интернетом и многое другое. Это помогает определять претендентов на различные награждения, грамоты. В результате такого подхода к работе у педагогов приобретается уверенность в своих силах, проявляются ранее скрытые способности, усиливается интерес к новому, передовому, поэтому важным становится инновационная методическая работа, цель которой – внедрение инновационных технологий через ШМО, оценка уровня инновационного потенциала педагогов. Учителя нашей школы не стоят в стороне инновационных процессов в обучении и воспитании, они используют как элементы современных технологий, так и полностью технологии, связанные с личностно – ориентированным подходом к обучению и воспитанию школьников, технологии, направленные на развитие личности каждого ребёнка. В целом следует отметить, что в школе учителями ведется активная работа по изучению состояния преподавания дисциплин, отслеживается результативность образовательного процесса по предметам, идет освоение последних достижений в области методики преподавания предмета и обмен накопленным опытом, внеклассная работа по предмету носит неформальный характер. Свой опыт работы учителя распространяют не только традиционными способами, но и с помощью Интернет сообществ, многие педагоги размещают свои работы на сайтах: «Педсовет», «Учпортал», «ПроШколу» и официальный сайт МБОУ «Густомойская СОШ» Льговского района Курской области.
Педагог занимает ключевую позицию в образовательной деятельности, и от его квалификации, его личностных качеств зависит, какой быть сегодня в целом системе образования.
Наряду с положительными результатами в работе имеются некоторые проблемы, вызванные введением стандартов не только в начальном, но и с подготовкой к введению новых стандартов в среднем звене школы. Учителям начальных классов предстоит еще много работы по формированию УУД, проработке системы оценивания, и других разделов программы НОО. Учителям среднего звена будет сложнее, так как учитель начальных классов ведет сразу все основные предметы, может сконцентрировать и направить свою работу сразу по всем направлениям, среднему звену только предстоит искать точки соприкосновения и возможные пути решения возникающих ситуаций.
В 2017 — 2018 учебном году необходимо уделить внимание следующим направлениям:
- Разработать систему взаимосвязи по следующим направлениям: начальная школа — основная школа; повышать педагогическое мастерство и научную грамотность учителей.
- Вести четкий учет пробелов в знаниях учащихся, развивать навыки учащихся по самоконтролю, выработке навыков каллиграфического почерка и орфографической зоркости учащихся, применять правила в практической деятельности.
- Разработать систему работы с учащимися, имеющими трудности в обучении.
- Использовать разные формы и методы при достижении ЗУН.
- Продолжить развитие процесса обучения на основе внедрения разноуровневого подхода и к обучению и оценки знаний учащихся, оптимально сочетать различные системы обучения.
- Продолжать развивать у детей внимание, память, включая в содержание урока разнообразные виды деятельности учащихся, активизирующие их работу.
- Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи методической работы на 2017 – 2018 учебный год
- Реализация системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании.
- Непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителей.
- Внедрение современных педагогических технологий обучения и воспитания, информационных образовательных технологий.
- Адаптация образовательной деятельности к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащихся; обеспечение возможности её самораскрытия; создание системы поиска и поддержки талантливых детей.
- Совершенствование предпрофильной подготовки учащихся.
- Реализация принципов сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательных отношений, использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности.
- Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание через повышение воспитательного потенциала урока.