План-конспект урока физкультуры в 5 классе по теме: Волейбол. Прием и передача мяча
План-конспект урока физкультуры в 5 классе по теме:
Волейбол. Прием и передача мяча. Развитие координационных способностей
Цели: разучить комплекс общеразвивающих упражнений с мячом и технику передачи мяча сверху за голову; повторить технику приема и передачи мяча снизу и сверху; провести игру мини-волейбол; развивать координационные способности.
Формируемые УУД:
предметные: иметь первоначальные представления о технике передачи мяча сверху за голову, технике передачи и приема мяча снизу; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки с волейбольным мячом и подвижной игры «Мини-волейбол»;
метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; проявлять готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях; проявление культуры общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Инвентарь:
секундомер, свисток, волейбольные мячи на пару занимающихся, волейбольная сетка.
Часть урока | Содержание учебного материала | Методические указания |
Дозировка |
Виды деятельности (элементы содержания, контроль) |
УУД |
I. Вводная часть (15-17 минут) |
1. Построение. Организационные команды. Сдача рапорта учащимися.
Объявление темы и целей урока. Инструктаж по технике безопасности. Напомнить правила техники безопасности. 2. Ходьба строевым шагом. 3. Беговая подготовка (Выполняется разминочный бег с заданиями (5 мин). 4. После бега учитель переводит класс на шаг. 5. Упражнения на восстановление дыхания. Когда ученики проходят по периметру зала, то берут по одному набивному мячу и перестраиваются для разминки. Учитель поворачивает учеников в нужную сторону для проведения разминки. Проводится разминка с волейбольным мячом, разученная на прошлом уроке.) 6. Комплекс общеразвивающих упражнений с волейбольным мячом. И. п. — основная стойка, мяч внизу, держать одними пальцами. Под счет до трех — с силой давить на мяч пальцами; на счет «четыре» — расслабиться. Повторить 4 раза. (Упражнение хорошо проводить перед игрой в волейбол.) • И. п. — основная стойка, мяч внизу, держать одними пальцами. Под счет до 4 выполнять круговые движения головой в правую сторону; на счет «пять—восемь» — круговое движение туловищем в левую сторону. • И. п. — узкая стойка ноги врозь, мяч в руках за спиной. На счет «раз» — подняться на носки, мяч вверх, надавить на мяч руками; на счет «два» — вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз. Руки прямые. •И. п. — стойка ноги врозь, мяч за головой. Под счет до 4 выполнять круговые движения туловищем в правую сторону; на счет «пять—восемь» — круговое движение туловищем в левую сторону. •И. п. — стойка ноги врозь, мяч в руках. На счет «раз» — наклон, положить мяч на пол; на счет «два» — выпрямиться; на счет «три» — наклон, взять мяч; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. •И. п. — стойка ноги врозь, мяч в руках. На счет «раз» — наклон, положить мяч на пол; на счет «два» — закрутить мяч на месте; на счет «три» — посмотреть в наклоне на мяч, руки держать на полу; на счет «четыре» — взять мяч и выпрямиться. Повторить 4 раза. Ноги не сгибать. Мяч не упускать. •И. п. — широкая стойка ноги врозь, мяч на полу. На счет «раз» — выпад вправо, перекатить мяч к правой ноге; на счет «два» — выпад влево, перекатить мяч к левой ноге. Повторить 8 раз в медленном темпе. •И. п. — стойка ноги врозь. На счет «раз» — присед, руки вверх; на счет «два» — подбросить мяч вверх, подняться и поймать мяч. Повторить 8 раз. •И. п. — основная стойка, мяч в руках. Подбросить мяч, присесть и поймать мяч уже в приседе, как можно ниже. •И. п. — основная стойка, мяч в руках. Подбросить мяч, подпрыгнуть и поймать его в прыжке, стараться приземлиться на то же место, откуда совершался прыжок. По окончании разминки ученики перестраиваются в одну шеренгу и размыкаются. |
Дежурный по классу сдает учителю рапорт о готовности класса к уроку.
— Какие спортивные игры вы знаете? Молодцы! Ребята, чтобы узнать тему урока, давайте отгадаем загадку: «Здесь команда побеждает, если мячик не роняют. Он летит с подачи метко не в ворота, через сетку. И площадка, а не поле у спортсменов в… (волейболе) Умеете ли вы в него играть? Как вы думаете, какие технические приемы необходимо освоить, чтобы успешно играть в волейбол? Правильно. Так чем же мы будем сегодня заниматься? Да ребята, сегодня мы продолжим совершенствовать технику приема и передачи мяча двумя руками сверху, технику приема и передачи мяча снизу, проведем игры и эстафеты с волейбольным мячом. А в конце урока вы заполните лист самооценки и поставите себе оценку за работу на уроке. Напоминаю вам о требованиях безопасности. Работайте строго по сигналу, мяч передавайте аккуратно, в заданном направлении. Внимание класс, за направляющим влево в обход по залу шагом, марш. Внимание класс, бегом — марш! Соблюдать темп бега, не сгибаться в тазобедренных суставах, руки не опускать, интервал дистанция между бегущими в колоне 1-2 шага и т.п. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения. На счет 1-2-3 руки вверх — вдох, на 4 руки вниз – выдох. Дежурный по классу проводит разминку. Повторить 4 раза в медленном темпе. Повторить 8 раз. Повторить 4 раза. Повторить 4 раза. Повторить 4 раза. Повторить 4 раза. Повторить 3 раза. Повторить 3 раза. Повторить 3 раза. |
15 мин.
1 мин. 1 мин. 3-4 мин. 1 мин. 7-8 мин. |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: взаимопроверка выполнения домашнего задания; Групповая работа по выполнению общеразвивающих упражнений с мячами |
Предметные
Знать технику выполнения приема и передачи мяча изученными способами; правила выполнения игровых заданий
Коммуникативные: уметь логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника. Регулятивные: уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. Познавательные: уметь правильно передвигаться в стойке игрока, демонстрировать технику приема и передачи мяча на месте и в движении
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций |
II. Основная часть (25-27 минут) |
1. Передача мяча Беседа по теме урока. — Проверим домашнее задание. Расскажите о технике выполнения передачи мяча сверху двумя руками. — Кто хочет показать эту передачу? — Этот вариант передачи является основным. Разберем технику выполнения: ноги согнуты, одна нога чуть впереди, туловище вертикально, руки вынесены вперед-вверх и согнуты. кисти на уровне лица и сложены в форме «ковша», пальцы напряжены и слегка согнуты. При выполнении передачи ноги и руки выпрямляются (как пружины), а мячу задается нужное направление. Итак, а сейчас игровые задания:
Ученики повторяют прием и передачи мяча сверху (2—3 мин). 1. Подбрасывают мяч вверх и ловят в верхний прием. 1. Выполняют передачи так, чтобы мяч летел то чуть правее, то чуть левее. Желательно не забывать про стойку волейболиста. 2. Выполняют передачи так, чтобы мяч летел то чуть вперед, то чуть назад. 3. Выполняют серию верхних передач. 4. Игра: «Не урони мяч». По команде учащиеся начинают передавать мяч сверху двумя руками, если мяч коснулся пола, пара выбывает из игры.
5.
Ученики выбирают или среднюю, или низкую стойку, руки прямые и опущены вниз, кисти можно сложить двумя способами: а) кисти соединить «кулак в кулак», т. е. кулак вложить в кисть, которая его и обхватывает; б) «ладонь в ладонь» — одну кисть вложить в другую, образуя своеобразную «лодочку». Ученики повторяют прием и передачи мяча в паре. Повторить 2—3 мин.) 1. Из широкой стойки (мяч внизу касается пола) двумя руками выполняют броски мяча за счет выпрямления туловища. 2. Двумя руками набрасывают мяч на нижний прием партнера. 3. Выполняют прием и передачи мяча снизу в паре. 4. Выполняют прием и передачи мяча снизу партнеру вправо и влево. 5. Выполняют прием и передачи мяча снизу лежа на полу. 6. Выполняют прием и передачи мяча между двумя встречными колоннами со сменой мест. Приняв и передав мяч в другую колонну, передающий перемещается в конец своей колонны.
Поочередная передача мяча по кругу через партнера, находящегося внутри круга. |
Ответы учеников. Если смотреть в динамике: игрок стоит в стойке волейболиста. Чтобы добраться до летящего мяча, он делает короткий шаг правой (или левой) ногой навстречу мячу, затем выпрямляет туловище, а согнутые руки поднимает на уровень лица, слегка сгибает пальцы и напрягает их. При передаче выпрямляются ноги и руки, а пальцами выполняется мягкий удар по мячу. Когда техника передачи показана, ученики кладут мячи на пол рядом с собой и пробуют сымитировать передачу мяча сверху двумя руками. Учитель дает советы, помогает, еще раз показывает и т. п.) Ученику нужно перемещаться для приема мяча то вправо, то влево. (Упражнение выполняется 20—25 раз.) Первые два раза сделать по одной передаче, если все получается, пробовать выполнять по 10—12 передач. Ученики стараются выполнять прием мяча смещаясь Выполнять передачи только сверху двумя руками. Следить за правильностью выполняемого приема и передачи мяча Если у всех получается, то еще усложняем задачу: пусть ученики попробуют для приема подходить к стене, а отбив мяч — отходить на 2 шага назад. (Ученики делятся на пары и оставляют один мяч на пару.) Выполняются передачи, при этом первый понемногу двигается спиной вперед, второй — лицом вперед, прошли заданное расстояние (обычно от одной стены до другой по ширине зала), затем пошли обратно, теперь ученики идут наоборот, тот, кто шел спиной вперед, идет лицом, а его напарник, соответственно, спиной. Играют практически до конца урока. У каждого игрока 1,5—2 мин на то, чтобы побывать в середине, отрабатывая передачу сверху за голову. Падение мяча на пол — потеря очка. Мяч обратно не возвращается для повторения подачи, игра продолжается с той площадки, где упал мяч. Инвентарь убирают на место. |
25-27 мин. 3 мин. 5 мин. 2 мин. 5 мин. 5-7 мин. 7-10 мин. |
Комбинации из освоенных элементов техники перемещений; прием и передача мяча снизу двумя руками: а) в парах с набрасыванием партнером; б) у стены над собой; в) сочетание верхней и нижней передачи в парах; Коллективное выполнение заданий с использованием подвижных игр |
Предметные
Знать технику выполнения приема и передачи мяча изученными способами; правила выполнения игровых заданий
Коммуникативные: уметь логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника. Регулятивные: уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. Познавательные: уметь правильно передвигаться в стойке игрока, демонстрировать технику приема и передачи мяча на месте и в движении
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций |
III. Заключительная часть (3-5 минут) |
1. Игра на внимание «Класс».
2. Построение. 3. Рефлексия деятельности (итог урока) Организует рефлексию Что нового узнали на уроке, что запомнилось больше всего, что удалось, над чем надо поработать. 4. Домашнее задание 5. Организованный выход из зала |
Учитель даёт команды: «Руки вверх, в стороны, вперёд если звучит слово «Класс», то задание выполнять нельзя. Тот, кто ошибается – делает шаг вперёд.
Проводится построение в одну шеренгу. Учитель подводит итоги игры и урока. Заполнить лист самооценки (+ или -) 1. Понравился ли тебе урок? 2. Понял ли ты тему урока? 3. Принимал ли ты участие в групповой работе? 4. Получается ли у тебя выполнять приемы игры? 5. Подчеркни какой балл ты бы поставил себе за урок…1 2 3 4 5 Прочитать текст «Прием и передача мяча. Подводящие упражнения» на с. 181, 182 учебника А. П. Матвеева. Прочитать текст «Передача сверху за голову в опорном положении» нас. 186, 187 учебника М.Я. Виленского. |
3 мин. |